Общество

Новая тема Список тем ПравилаУчастники:|||||: АрхивRSS

Немножко про бюджет

ПРОЕКТ ДЕГРАДАЦИИ






С каждым годом процесс согласования проекта бюджета оказывается все более конфликтным, а ситуация, связанная с рассмотрением бюджетного проекта как депутатами, так и экспертным сообществом, становится более острой.
На содержание нынешнего бюджетного проекта сильно повлияла обострившаяся внешнеполитическая ситуация, ухудшившееся положение России на мировой арене. Но еще более негативное влияние на него оказал затянувшийся внутрироссийский кризис – экономический и финансовый.
Всем, кто всерьез следит за политической жизнью страны, известно, что коммунисты почти никогда не голосуют в Думе за предлагаемые правительством проекты бюджета. Наша позиция объясняется тем, что каждый год правительство направляет в Думу проект, который оказывается более ущербным в сравнении с ранее принятым бюджетом, и еще меньше отвечает ключевым интересам страны. И в этот раз мы, коммунисты, считаем необходимым не просто высказаться против, а представить гражданам правдивую и максимально полную оценку нынешнего проекта федерального бюджета на предстоящие 2015–2017 гг. Внятно определить, в чем его проблемы, в чем его несостоятельность, которая и является истинной причиной нашего отказа поддерживать такой проект.

Сырьевая игла олигархии

Сегодня даже школьникам известно, что наша страна живет прежде всего за счет продажи нефти и газа. Иными словами, сидит на сырьевой игле. И зависима от нее все сильнее и сильнее, несмотря на многократные обещания власти принципиально изменить эту ситуацию, чрезвычайно негативную и опасную для России. С учетом благоприятной в целом ситуации на нефтяном рынке в текущем году правительство заложило в проект бюджета на три предстоящих года цену на нефть в 100 долларов за баррель. При этом такая цена увязана не только с увеличением доходов бюджета, но и с отчислениями в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния. Из каждых 100 долларов нефтяных доходов России в эти фонды предполагается перечислять 4 доллара. С учетом этого и следует исчислять нефтяные доходы бюджета. Но реальны ли такие доходы? В первые дни октября мировые цены на нефть резко упали. Вполне серьезные и ответственные эксперты прогнозируют их падение в скором будущем до 70 долларов. А Центробанк в своем недавнем прогнозе не исключил и снижение до 60 долларов.
Говоря о зависимости бюджета от нефтяной конъюнктуры, необходимо обратить внимание и на такой важный фактор, как экспорт нефтепродуктов. Предусмотренные в проекте объемы экспорта непереработанного сырья – нефти и газа – растут, а объемы экспорта нефтепродуктов снижаются. И снижение в 2017 г. должно составить 9,2% по сравнению с 2014 г. Эта тенденция противоречит не только обещаниям правительства развивать перерабатывающие отрасли, но и экономическим интересам страны, интересам народа. Несмотря ни на какие санкции и внешние угрозы, негативное влияние которых на российскую экономику усиливается, те, кто завладел богатствами страны, продолжают гнать за рубеж непереработанное сырье. Эти господа попросту ни за что не отвечают перед страной. При этом стараниями партии власти им теперь еще и собираются гарантировать возмещение убытков, понесенных в результате санкций, за счет государственного бюджета. Под предлогом защиты государственных интересов лоббируются интересы олигархии, де-факто узаконивается двойное ограбление страны. Сначала ее грабят, выводя накопленные капиталы за рубеж. И готовы грабить по второму кругу, возмещая – опять же за счет народа – то, что было отсюда вывезено и потеряно за рубежом. При таком потакании интересам олигархата проблемы, стоящие перед Россией, не могут быть решены. Они могут только усугубляться.

Проект, противоречащий закону

Заложенные в представленном проекте бюджета на предстоящие три года показатели динамики ВВП свидетельствуют о реальном кризисе и его дальнейшем усугублении. Уже сейчас имеет место не только снижение темпов роста, которое признает и правительство, но и снижение ВВП в денежном выражении, в абсолютных показателях. Существенное снижение ВВП, а также других показателей, зависящих от него, в представленном проекте бюджета замаскировано так называемыми корректировками прогнозов. Но суть заключается в том, что год назад Дума приняла закон о бюджете на трехлетний период. В представленном же проекте его показатели изменены до неузнаваемости. И это уже не корректировка прогноза, а грубое неисполнение закона.
Год назад в прогнозе на 2015 г. предусматривался ВВП в сумме 79 трлн 660 млрд рублей. В последнем проекте, представленном правительством, сумма ВВП снижена до 77 трлн 498 млрд, то есть на 2 трлн 162 млрд рублей. Что кроется за этой корректировкой? При прогнозируемом уровне доходов бюджета к ВВП в 19,5% от снижения ВВП бюджет теряет 422 млрд рублей в 2015 г. и около 690 млрд – в 2016 г. Вот реальная цена пересмотренных проектов и скорректированных прогнозов по ВВП. Эту цену заплатит народ.
Анализ представленного проекта бюджета показывает, что эффективной борьбы с кризисом вообще нет. Об этом особенно красноречиво свидетельствует масштабная корректировка прошлогодних прогнозов по инвестициям в сторону их снижения. В нынешнем проекте на 2015 г. снижение составляет 2 трлн 135 млрд рублей, то есть 13% от утвержденного в прошлом году показателя. Еще более масштабное снижение объема инвестиций заложено на 2016 г. – на 3 трлн 119 млрд, или на 17%. Сумма, на которую сокращаются инвестиции, почти равна расходам на оборону, запланированным на тот же 2016 г.
Наши доморощенные либералы уже неоднократно подвергали обструкции проект бюджета – именно из-за высоких расходов на национальную оборону. Хотя в нынешней ситуации всем здравомыслящим гражданам ясно, что безопасность страны необходимо укреплять. Но никто из этих крикунов даже не обмолвился, что при той экономической блокаде, в которой оказалась Россия, ни в коем случае нельзя снижать инвестиции в экономику. Почему же либералы упорно избегают этой темы? Да потому, что они связаны пуповиной общих интересов и общей идеологии с тем самым олигархатом, который сегодня управляет богатствами России, используя их исключительно для собственного обогащения и даже не помышляя о развитии России.
При таком снижении инвестиций бессмысленно рассчитывать на улучшение экономической ситуации, на научно-технический рост и технологическое обновление промышленного производства, на рост производительности труда, на реализацию программ импортозамещения.

В расчете на фиктивные доходы

О том, что экономика страны все глубже погружается в кризис, свидетельствуют и показатели экспорта товаров. Если в 2013 г. общая сумма выручки от российского экспорта составляла 527,3 млрд долларов, а ожидаемая в текущем году – 511,2 млрд, то уже в 2015 г. этот показатель упадет до 494,2 млрд. По сравнению с 2013 г., снижение составит 33,1 млрд долларов. Уменьшение выручки от экспорта предполагается в первую очередь из-за снижения прогнозируемых цен на экспортируемый Россией газ. В долларовом исчислении это снижение в 2015 г. приведет к потере нашей страной 10 млрд дохода от экспорта газа.
Следует напомнить, что существенное снижение объема экспорта предусматривается при цене на нефть в 100 долларов за баррель. В случае же падения этого показателя заложенный в проект бюджета прогноз по поступлениям от экспорта окажется абсолютной фикцией. Однако сомнительный прогноз по цене на нефть не является основной причиной, по которой КПРФ считает себя не вправе поддерживать представленный проект бюджета. Принципиально важно то, что даже при такой высокой цене на нефть, какую по-прежнему прогнозирует правительство, в бюджете заложено снижение экспорта в 2015 г. на 1 трлн 250 млрд в рублевом эквиваленте в сравнении с 2013 г. Это 1,6% российского ВВП. Принципиальная задача состоит в том, чтобы наша внутренняя экономика была готова покрыть эти потери. Но сегодняшняя система, ее устройство, ее структура и характерные для нее методы управления исключают решение этой задачи. Любой из разделов бюджетного проекта, представленного в Думу, может свидетельствовать о несостоятельности экономической, социальной, а значит, и политической системы. Сам этот проект представляет собой вопиющий результат ее несостоятельности. Вот поэтому мы его и не поддерживаем.
Одним из макроэкономических показателей, который лишний раз доказывает объективность нашей оценки, является «прибыль прибыльных организаций», как официально именуется этот показатель в правительственном документе. В текущем 2014 г., несмотря на все экономические сложности, эта прибыль увеличилась, по сравнению с 2013 г., на 1 трлн 432 млрд рублей. Ожидается ее увеличение и за период 2015–2017 гг. на 14,5%. Прогнозируемый рост ВВП за эти же три года, согласно бюджетному проекту, составит всего 6,6%. То есть рост прибыли прибыльных организаций значительно опережает рост ВВП. Факт, казалось бы, позитивный. Но что в результате имеет от этого наша экономика? Нам могут ответить: налоги. Однако прибыль должна направляться не только на налоги, но прежде всего на дальнейшее развитие и совершенствование производственно-технической базы. Должна она направляться и на развитие отраслевой науки, что сегодня исключительно важно.
Возникает вполне законный вопрос: почему при столь существенном росте прибыли прогнозируется столь масштабное снижение инвестиций в сравнении с прогнозом на 2014–2015 гг.? Такую экономическую политику никак нельзя назвать государственной.
Никак нельзя смириться и с тем, что, несмотря на прогнозируемую прибыль, в бюджетном проекте заложено сокращение фонда заработной платы. Подобное было абсолютно исключено в условиях советской экономики. Сами законы социализма исключали подобный абсурд, подобную несправедливость.
В представленном проекте бюджета фонд заработной платы в 2015 г. должен сократиться на 442 млрд рублей в сравнении с показателем, заложенным в законе о бюджете. На 2016 г. планируется дальнейшее снижение фонда заработной платы – еще на 702 млрд рублей, или на 3,3%. Такие корректировки, да еще и в условиях высокой инфляции, значительно опережающей ее прогнозируемый уровень, становятся уже не скрытым, а самым непосредственным фактором обнищания народа.
Только в одном случае реальные показатели оказываются выше тех, которые прогнозирует правительство. Это показатели роста курса доллара и евро по отношению к рублю. В принятом год назад бюджете на 2015 г. предусматривался курс 34,3 рубля за доллар. В нынешнем проекте бюджета прогнозируется курс 37,3 рубля за доллар. К концу прогнозируемого периода намечается рост курса до 39,5 рубля за доллар. Но уже к сегодняшнему дню цена доллара на валютном рынке перевалила за 40-рублевую отметку. С одной стороны, завышенный курс доллара позволяет получать фиктивные бюджетные доходы. С другой стороны, он позволяет грабить российских граждан.
Все те показатели, о которых я сказал, прямо или косвенно влияют на основные параметры федерального бюджета. В свою очередь, от параметров бюджета зависит выполнение социальных обязательств государства и качество жизни большей части общества.
Доходы федерального бюджета вырастут за прогнозируемый период 2015–2017 гг. на 1,5 трлн рублей, или на 9,7%. Но даже при условии, что сбудется самый благоприятный прогноз по инфляции, она все равно вырастет за тот же период минимум на 16%. Следовательно, инфляция нивелирует, поглотит рост доходов бюджета.

Мифы о бюджетных расходах

Еще в процессе обсуждения нынешнего проекта в правительстве больше всего критических оценок было высказано по поводу роста расходов на национальную оборону. Как отмечалось выше, это связано с неизменной позицией проамериканских сил, которые не заинтересованы в укреплении обороноспособности страны. Закономерно, что, защищая интересы тех, кто грабит Россию, либералы при этом вовсе не склонны защищать интересы самой России. А болезненная реакция на увеличение оборонных ассигнований, продемонстрированная внутри правительства, лишний раз доказывает, что и кабинет министров по-прежнему ангажирован антироссийской по своей сути идеологией. В первую очередь это касается финансово-экономического и социального блока правительства.
Что касается роста расходов на оборону, то на самом деле он предусмотрен только на 2015 г. – на 33% по отношению к ожидаемым расходам в 2014 г. При этом в течение прогнозируемого периода с 2015 по 2017 г. общие оборонные расходы не растут, а снижаются на 49 млрд рублей. Снижается и их доля в общей сумме бюджетных расходов – с 21,2% в 2015 г. до 20% в 2017 г. Также доля государственных затрат на оборону снижается за этот же период по отношению к ВВП с 4,2% до 3,6%. Оценивая эти показатели на фоне той ситуации, в которой сегодня оказалась наша страна, бессмысленно говорить о чрезмерных оборонных расходах.
Немало позитивных оценок было высказано как правительственными чиновниками, так и экспертами в связи с якобы значительным ростом расходов на национальную экономику. Эти оценки можно с уверенностью назвать беспочвенными. В 2015 г. расходы на национальную экономику увеличиваются на 7,8% по отношению к ожидаемым в текущем году. Этот так называемый рост не превышает уровня годовой инфляции, который даже согласно официальной статистике и прогнозам Центробанка окажется не ниже 7,5–8%. Следовательно, заложенный в проекте бюджета рост расходов на национальную экономику будет обесценен растущей инфляцией. Кроме того, в проекте бюджета на 2016 г. заложено уже снижение расходов на национальную экономику на 92,3 млрд рублей, или на 4% по отношению к 2015 г. В 2017 г. бюджетные расходы на развитие экономики не достигнут даже того объема, который был предусмотрен на 2015 г. законом о бюджете. Отсюда следует вполне очевидный вывод, что реальные расходы на развитие национальной экономики в представленном проекте не увеличиваются, а снижаются.

Грабеж в социальной сфере

Еще более неприемлемыми представляются обозначенные в бюджетном проекте тенденции, касающиеся финансирования такой жизненно важной сферы, как образование. При ожидаемых в 2014 г. расходах по этому направлению в сумме 649,8 млрд рублей на 2015 г. предусматривается сокращение расходов до 618,9 млрд, то есть на 31 млрд, или на 4%. С учетом обесценения предусмотренных расходов в связи с инфляцией реальное их снижение составит минимум 12–15%. Иными словами, государственное обеспечение образовательного процесса существенно снижается. При том что и сейчас его нельзя назвать достаточным. Несложно понять, что такая финансовая политика направлена на деградацию общества, а не на подъем, не на научно-технический прорыв, жизненно необходимый России. Напрашивается вывод, что тем, кто де-факто управляет страной, не нужны образованные граждане, которыми сложнее манипулировать, которых сложнее дурачить.
И совсем уж удручающей предстает в проекте бюджета перспектива финансового обеспечения системы здравоохранения. В 2015 г. расходы на эту сферу сокращаются сразу на 114,6 млрд рублей по сравнению с ожидаемыми расходами в 2014 г. Такого падения государственных затрат на здравоохранение, которое в течение одного года составит 22%, не было ни во время кризиса 2008–2009 г., ни во времена дефолта 1998 г. Сегодня надо говорить не просто о снижении расходов на здравоохранение. Мы должны говорить о том, что правительство выносит этой важнейшей сфере приговор: деградировать и разрушаться еще стремительнее, чем прежде.
Не приходится сомневаться, что при обсуждении проекта бюджета на пленарном заседании в Государственной думе правительство найдет аргументы и в пользу этого проекта в целом, и в пользу вопиющего сокращения расходов на здравоохранение. Разумеется, оно как всегда сошлется на необходимость повышения эффективности расходов. В предыдущем проекте были сокращены расходы на амбулаторное медицинское обслуживание, в нынешнем «оптимизированы» расходы на стационарное. Чем-то надо объяснять, почему расходы на здравоохранение будут неуклонно снижаться и в 2017 г. составят лишь 77% по отношению к 2014 г. А если называть вещи своими именами, то с учетом инфляционного обесценения рубля реальные расходы на здравоохранение за этот период будут сокращены вдвое. Горькая правда заключается в том, что расходы как на образование, так и на здравоохранение всё более явно перекладываются на плечи народа. При этом денег у народа не прибавится, а общая ситуация обнищания, вызванного инфляцией и сокращением фонда заработной платы, лишь усугубится из-за того, что образование и медицина будут обходиться гражданам всё дороже и дороже.
Оценивая заложенное в бюджете снижение расходов, нужно прямо говорить и о том, что одновременно и неизбежно последует заметное повышение цен на лекарства. Ведь минимум 80% препаратов по-прежнему поступает на российский лекарственный рынок из-за рубежа. Тут Россия испытывает попросту катастрофическую зависимость от импорта, которая прямо угрожает нашей национальной безопасности, о чем КПРФ постоянно напоминает.
От представителей власти нередко приходится слышать, что государство вовсе не отказывается от своих социальных обязательств, но лишь переносит все более существенную часть расходов на образование, здравоохранение и другие социальные нужды с федерального бюджета на региональные. С этой тенденцией можно было бы согласиться, если бы регионы имели достаточную бюджетную базу. Однако в абсолютном большинстве российских регионов сегодня наблюдается дефицит местного бюджета, который сопровождается постоянным ростом долгов.
Анализируя проект бюджета, нельзя не сказать о ставшем уже хроническим снижении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Отмечу, что расходы по этому разделу снижаются на протяжении двух десятилетий – в течение всей истории постсоветской капиталистической России. Это один из красноречивых результатов того, что в начале 1990-х на смену народному государству у нас пришло государство олигархическое, коррупционное, взявшее на вооружение разрушительную систему управления экономикой и социальной сферой. Говоря прямо, расходы на ЖКХ постепенно выводятся из федерального бюджета, и дело идет к тому, что из государственной казны на них в конце концов перестанут выделять хоть какие-нибудь средства. Во фракцию КПРФ и лично на мое имя ежемесячно поступают тысячи писем с криком о помощи: жилье у граждан приходит в негодность, ремонтировать его не на что, а власть помогать отказывается. О помощи просят люди, которые всю жизнь трудились, а сегодня, при нынешней системе, оказались в невыносимых бытовых условиях. Не их вина, что они лишены возможности поддерживать в должном состоянии свои аварийные дома и изношенные квартиры. И этой вопиющей социальной проблемой правительство упорно пренебрегает. Точнее говоря, перекладывает эту неподъемную для большинства граждан проблему на плечи нищающего народа.
Если в текущем году ожидаемые расходы на ЖКХ должны составить 125,5 млрд рублей, то в 2017 г. – только 51,9 млрд. Снижение в 2,4 раза! При этом средства, которые планируется собрать с граждан на ремонт ветхого жилья, в 4–5 раз превышают заложенные в бюджете инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Тут уже впору говорить не просто об идеологии и практике капитализма, но об идеологии и практике капитализма разбойничьего. Воспитанные на этой идеологии чиновники, эксперты и аналитики заявляют, что за состояние домов должны нести ответственность те, кто в них живет. При этом они не желают учитывать, что абсолютное большинство граждан России объективно не в состоянии оплачивать расходы на ремонт жилых помещений – просто потому, что у них нищенские зарплаты и пенсии.
Своим отношением к вопросу финансирования ЖКХ власть напоминает обществу, что в тех, кто не сумел нажиться, награбить, сколотить миллионы и миллиарды, в тех, кто не относится к ничтожному проценту богачей, она видит маргиналов, недостойных цивилизованных, человеческих условий жизни. Из этого бюджета следует, что наш доморощенный капитализм воспроизводится социально-политическими принципами, характерными для самых отсталых и бедных государств планеты, для самых криминальных и антисоциальных политических режимов.

Болезнь системы – возрастающая угроза для общества

В конечном счете, предложенный правительством проект бюджета свидетельствует о пренебрежительном отношении его авторов к любой из сфер жизни общества. И к тем сферам, о которых я уже сказал, и к таким, как культура или массовый спорт.
Расходы на культуру и кинематографию, которые попросту необходимо спасать, если мы не хотим допустить окончательной интеллектуальной и нравственной деградации общества, одичания новых поколений наших граждан, в проекте бюджета с 2014 по 2017 г. снижаются почти на 10%. Но самое вопиющее – не проценты, а то, насколько государственные расходы на них ничтожны в принципе. Правительство выделяет на их финансирование меньше тысячной доли от российского ВВП! Можно ли при этом хотя бы мечтать о возрождении национальной культуры, национального кинематографа, который в советское время играл колоссальную роль в деле гражданского сплочения и духовного развития общества, а заодно, поддерживаемый государством, сам в итоге приносил огромную выгоду и мощь?
С высоких трибун неоднократно звучали призывы более полно финансировать физическую культуру и спорт. Прежде всего массовый спорт, потому что именно от него зависит здоровье нации. Как бы мы ни восторгались мастерством спортсменов-профессионалов, как бы ни гордились своими соотечественниками, когда они добиваются успехов на мировых спортивных аренах, но здоровье граждан зарабатывается не во время просмотра спортивных соревнований по телевизору и не на трибунах стадионов. Их здоровье зависит от того, насколько развита в стране инфраструктура общедоступного массового спорта, насколько спортивные секции и площадки доступны для детей и юношества. Что же мы в этой связи обнаруживаем в проекте бюджета? Если в принятом год назад законе о бюджете предусматривалось, что в 2015 г. раздел «Физическая культура и спорт» будет профинансирован на 100,7 млрд рублей, то в представленном на рассмотрение Думы бюджетном проекте эта сумма урезана на четверть – на 25,3 млрд. А в 2016 г. расходы по тому же разделу окажутся на 23,8 млрд ниже, чем предусматривалось в принятом год назад законе.
Итак, правительство снижает расходы и на образование, и на здравоохранение, и на ЖКХ, и на культуру, и на спорт. То есть буквально на всё, что крайне важно для общества, для большинства граждан. И единственный раздел бюджета, по которому предусматривается устойчивый и гарантированный рост, – это расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. На 2015 г. по этому разделу предусмотрено выделить из бюджета 449,3 млрд рублей. И если в 2015 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга превысят расходы на здравоохранение на 38,1 млрд рублей, то в 2016 г. – уже почти на 94 млрд. Это не просто цифры. Это симптомы тяжелой социально-политической болезни. На ее лечение денег в бюджете не находится. Деньги в офшорах и в зарубежных банках, куда их безостановочно выводят из России.

«Эффективный» бюджет неэффективного правительства

При обсуждении бюджетного проекта в Думе мы, коммунисты, дадим ему жесткую и объективную оценку. Фракция КПРФ внесет в проект свои поправки, направленные на увеличение расходов по важнейшим статьям. Но, разумеется, поддерживать правительственный проект бюджета в его нынешнем виде мы не станем. Однако, учитывая традиционную поддержку любых инициатив правительства провластным депутатским большинством, можно уверенно предположить, что бюджет будет принят со всеми вопиющими изъянами. Суммируя их, можно сформулировать основные проблемы бюджета, который навязывает стране власть. Проблемы, влияние которых на погружающуюся в системный кризис отечественную экономику и социальную сферу может оказаться фатальным.
Проект бюджета разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни ее сегодняшних запросов, и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной.
В проекте бюджета не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения.
Доходная часть бюджета свидетельствует о том, что она всецело зависит от сырьевых доходов. Следовательно, сохраняется все та же примитивно-сырьевая модель экономики.
Проект бюджета свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис – экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией.
Говоря обо всем этом, коммунисты руководствуются не стремлением посеять панику или во что бы то ни стало найти повод для очернения власти. Мы стремимся на цифрах и фактах показать, какую цену страна и общество платят за насильственное встраивание России в глобальный капиталистический рынок. За нежелание власти менять социально-экономический курс. Мы доказываем, – и, уверен, доказываем убедительно, – что перед правительством, несущим прямую ответственность за кризисную ситуацию, давно пора поставить вопрос о его собственной эффективности, целесообразности сохранения нынешнего социально-экономического курса и кадрового состава кабинета министров. Наша партия предлагает программу вывода страны из кризиса, модернизации ее экономики и формирования правительства национальных интересов, правительства народного доверия.

Геннадий ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ


http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598100
Обсуждение минфиновского бюджета на 2015 г. и на последующие 2016 и 2017 гг. проходило в крайне критическом и нелицеприятном тоне не только для министра Антона Силуанова, но и всего правительства. Команду Медведева, считают коммунисты, необходимо менять самым принципиальным образом, как и всю социально-экономическую систему. Справедливость этих выводов подтверждает бюджетная политика исполнительной власти.
Снижение государственных затрат на образование и здравоохранение, отсутствие прямой поддержки промышленности и формальный подход к сельскому хозяйству при заклинаниях о непременности импортозамещения, перманентная задолженность регионов – таково содержание бюджета-трехлетки. Никакие санкции, кризисы не изменили минфин. Он продолжает сидеть на нефтеигле и ничего другого не мыслит.


Основные параметры
бюджета на 2015 год
Доходы – 15,082 трлн руб.
Расходы – 15,513 трлн руб.
Дефицит – 430,7 млрд руб.



В сумме доходов 7,717 трлн руб. – поступления от продажи нефти и
газа. Объем резервного фонда в 2015-м увеличится и составит 3,5 трлн рублей по сравнению с 3,1 трлн рублей в 2014-м. Инфляция – 5,5%.
Счетная палата сомневается в достоверности бюджетных проектировок. Слишком зыбкой становится внешнеторговая конъюнктура. Да и минфиновские подходы к формированию бюджету устарели.
С каждым годом ситуация ухудшается, подчеркивали депутаты, страна несется без руля и ветрил неизвестно куда, никаких мер не принимается для того, чтобы изменить экономическую ситуацию. Уже бессмысленно говорить, что ситуация ухудшается. Она уже ухудшилась. Впереди нас ждут очень непростые времена.

В стране будет только хуже.
– Главный порок этого бюджета заключается в том, что если его строго выполнять, то в 2017 г. положение в стране будет только хуже по всем основным показателям. Ни о какой стабильности, единстве, безопасности при таком бюджете не может быть и речи.

Ключевых недостатков четыре. Доходы – в основном от эксплуатации недр и народных масс. Не хотят даже перерабатывать полученное сырье, чтобы получить больший доход. Что касается реальной экономики – промышленность, село – брошены на самовыживание.

Социальная сфера ликвидируется как таковая. Завоевания за сто лет, по сути дела, выброшены. Меня поразило, что решили не выполнять даже указы президента, а это чревато последствиями не только для граждан, но и для правительства. Ну и раскол в обществе будет только усиливаться, богачи будут богаче, бедняки – беднее. Во многом этот бюджет носит антиконституционный характер.

Давайте посмотрим по конкретным статьям. Применяется старая схема – основные доходы: нефть, газ, рост налогов, приватизация и тарифы. Ничего нового.

Главный порок: нет роста реального сектора экономики. Значит, нет модернизации, нет безопасности, нет заботы о человеке, нет серьезного будущего.

Основной показатель – ВВП. В 2011 г. – 6%, в этом году сполз до 0,5%. В 2015 г. нас ждет снижение ВВП на 2,2 трлн рублей, в 2017-м падение аж на 3,7 трлн рублей.

Нельзя ничего сделать без инвестиций. А они снижаются за 2015 и 2016 гг. на 5 трлн рублей. Откуда ж взяться развитию? Целевые программы 2016, 2017 гг. урезаются на 320 млрд рублей. Всё обкорнали, всё обрезали.

Есть ли прибыль? Оказывается, есть. Есть прибыльные организации. Прибыль увеличивается на 2,5 трлн рублей, на 20%. Но куда она девается? По карманам или в офшоры… Ну не хотят вкладывать в свою экономику, в свое производство и в людей.

Фонды. Они и в следующем году вырастут на 700 млрд рублей, а на промышленность не находится ни копейки: станкостроение брошено на произвол судьбы.

Отток капитала. За три года – 100 миллиардов. За полгода 2014-го утекло 75 миллиардов. Хочу напомнить: с 2008-го из страны убежало 496 млрд долларов. В рублях – 17 трлн, больше текущего бюджета на 2 триллиона.

Снижается доля ВВП в перераспределении средств через бюджет. С 21,1% в 2012 г. до 18,4% в 2017-м, т.е., на развитие страны не находится денег.

Экономика. Говорят, будет повышаться, плюс 7,8%. Но инфляция в 8% уже всё съела. Безработицу планируют плюс 300 тыс. человек уже в следующем году. Вот это бюджетик! А на экономику в 2016-м минус 4%.

Промышленность: 135 млрд, из них 85 – автопрому. Бросили сельхозмашиностроению. Наши производители сделали шикарный комбайн, великолепный трактор, не хуже иностранных, но в 1,5 раза дешевле. 10 лет бились, восстанавливали производство. И всё опять выкинуто, никому это, оказывается, не нужно.

Село. Сколько можно твердить, что мы не можем питаться с чужой ложечки, тем более в условиях санкций. И снова – всего 1% от ВВП. Никто в мире меньше 10–12% не вкладывает в сельское хозяйство. А мы что, собираемся организовать голод? Обращаюсь к министру: вы яблоки польские замените на турецкие, а свои крестьяне будут сидеть с голым задом и не смогут купить ни сельхозтехнику, ни удобрения?

Военный конфликт на Украине неизбежен. В ближайшее время может заполыхать. Так надо думать, как себя обеспечивать.

Наука. Каким образом можно обеспечить безопасность, если фундаментальная и прикладная наука за это время сокращается в два раза? Откуда инновации? То передали в ФАНО всех толковых людей, теперь без денег оставляем тех, кто мог бы что-то придумать, 1,5 млн лучших специалистов сбежали за рубеж. И что дальше – пусть последние убегут? Людям надо платить. Сталина всё ругали. А он всё вернул в страну перед войной. А тут последних выгоняют.

К образованию – издевательское отношение. Если взять детские сады и дополнительное образование, то это выкинули, вычеркнули.

Президент заявил, что «Артек» будет национальной гордостью, а его нет даже в проекте. Каким образом «Артек» будет развиваться?

К здравоохранению – возмутительное отношение. Его оставили вообще без денег. В два раза сокращается субсидирование здравоохранения в вымирающей стране.

ЖКХ, его доля урезается за три года на 60%. Президент на Госсовете сказал: это аварийная обстановка, надо решить. Переложили всё на плечи граждан. В бюджете всего 0,8% от ВВП на сферу, от которой зависит выживем ли, не замерзнем ли.

Поддержка семей с детьми. В мире тратится не менее 5,7% ВВП, а у нас – крохи.

Культура и кино – 0,1%. Какое патриотическое воспитание, какая культура? Дадут мэтрам на три-четыре фильма и на этом всё это закончится.

Но в самом трагическом положении регионы. Их долг – 2 с лишним триллиона, и трансферты урезаются в следующем году на 13%. Каким образом можно развивать края, области с пустым карманом?

Мы, КПРФ, вносили несколько раз предложения по увеличению подоходного налога с 13 до 20% на богатых. Это даст 500 млрд в бюджет. Но ничего не меняется. Только оголяется всё, что связано с жизнью человека, реальным производством.

Я носил президенту предложение по лесу. У немцев лесов в сто раз меньше, чем у нас, но мы выделяем на лесное хозяйство в 10 раз меньше, чем немцы.

С водой проблема. На европейском рынке тонна чистой воды дороже тонны отборного бензина. Вложите туда деньги – это золотое дно завтра, послезавтра и так далее. Но – нет.

Не понимаю, почему даже в условиях обострения международной обстановки, санкций, возможных завтрашних трудностей не хотим распорядиться тем, что у нас лежит под лавкой?

Если бы были принятые предложенные нами законы, мы бы уверенно смотрели в завтрашний день.

Не забывайте, уже близок 2017 г. – это столетие Великого Октября. Не подводите всё к тем же событиям.
Г.А. ЗЮГАНОВ

http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598197
Министерство финансов России предложило разработать запасной вариант бюджета на 2016-2017 годы, предусматривающий сокращение расходов на 10 процентов. Об этом пишут в понедельник, 27 октября, «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленные источники в правительстве.

В Минфине, как выяснило издание, просчитали несколько запасных вариантов бюджета, исходя из цены нефти в 80-90 долларов за баррель, сохранения санкций и стагнации экономики. Один из негативных сценариев, в частности, предполагает подорожание доллара до 50 рублей, уровень инфляции в 4 процента и ежегодное сокращение ВВП на 10 процентов.

(От меня: что они курят? Уровень инфляции, даже официальной, давно и заведомо выше 4 процентов).

Сокращение расходов, как подсчитали в Кабмине, позволит сэкономить около 1,5 триллионов рублей. Урезание финансирования госпрограмм, по словам источника в правительстве, будет вестись в индивидуальном порядке. В то же время источник в Минфине не исключил, что расходы будут «равномерно срезаны по всем направлениям».

Ранее, в пятницу, глава Минфина Антон Силуанов, выступая в Госдуме, где рассматривался в первом чтении бюджет на 2015-2017 годы, предложил разработать его запасной вариант на случай неблагоприятной ситуации в экономике. «Мы считаем, что мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант. В случае если внешние условия будут такие же непростые, как сегодня, то мы должны иметь запасной вариант, на случай от каких обязательств, от каких расходов мы могли бы отказаться», — заявил министр.

Силуанов сообщил, что сокращение расходов не затронет планы на 2015 год, так как остается возможность использовать до 500 миллиардов рублей из Резервного фонда. В то же время глава Минфина отметил, что резервы не бесконечны, а неблагоприятная экономическая ситуация может затянуться. При этом он напомнил, что расходы в реальном выражении за семь лет выросли на 27 процентов, а доходы — только на 0,8 процента.

http://lenta.ru/news/2014/10/27/cut/
– Этот бюджет предопределен предыдущей финансово-экономической политикой. Ситуация 2003-го, 2004-го, 2005-го, 2007-го годов, даже 2011-го, когда бюджетный резерв в 2,3 триллиона рублей складывался в Резервный фонд, когда занижались доходы, привела к тому, что теперь резерва в бюджете нет, нет люфта для бюджетных проектировок.

Мы пожинаем плоды не только тяжелой внешнеполитической ситуации, но и системных концептуальных ошибок всех предыдущих 10–15 лет. Не только бюджетные ошибки, когда доходы от нефти и газа десятилетиями вкладывалась в чужую экономику. Но и все реформы, которые проводились по разным отраслям.

2001 год. Налоговая реформа. Что дала? Провалилась.

2002 год. Пенсионная реформа. Что с ней? Провалилась.

2003 год. Реформа электроэнергетики. Что принесла? Провалилась. Пожинаем тарифы ЖКХ.

2004 год. Жилищный кодекс. Начало реформы ЖКХ. Успех? Нет, провал.

2005 год. Монетизация льгот. Она нам стоила дополнительно только в тот год 400 миллиардов рублей.

Дальше – перерыв на кризис 2008–2009 годов. Его «заливали» деньгами, которые шли в банки и финансовые институты.

2012 год – решили, что вышли из кризиса. Реформа бюджетной сферы. Последствия расхлебываем уже в этом бюджете.

2013 год – реформа РАН. Каждая отраслевая реформа сопровождалась разрушением потенциала этой отрасли, дополнительными бюджетными расходами и снижением эффективности.

Если мы сейчас хотим поднять эти сферы, то требуется не только дополнительное бюджетное финансирование, а поворот вспять всех этих «реформ». Нужно взять курс на обратные реформы, возвращение ситуации в нормальное, цивилизованное состояние.

О прогнозе бюджета. Как ни парадоксально, но этот бюджет наиболее точный. Экономически предсказать цену не нефть нельзя. Но считаю, что ситуация в мировой экономике находится на восходящей стадии экономического цикла, поэтому причин для падения цены на нефть нет. Причины могут быть исключительно внешнеполитического характера, поэтому тут не минфин, а служба внешней разведки, скорее, должна предсказывать, какая будет цена на нефть.

Экономические параметры бюджета близки к реальности. В таких условиях экономического роста даже в 1–2% не будет, рост будет нулевым. Но инфляция будет значительно выше – 5,5%.

Жизнь заставила минфин отказаться от нескольких вредных механизмов. Это первый бюджет, где в плановом порядке не предусматривается одновременно и заимствование, и пополнение Резервного фонда. Хотя сохраняется бюджетное правило.

Фактически дефицита федерального бюджета не будет. А вот в региональных бюджетах дефицит будет 500 миллиардов рублей, их будут покрывать кредитами банков.

Правильно, что отказались от накопительного элемента пенсий. Это дало дополнительно 350 миллиардов рублей. Правильно, что отказались от схемы финансирования государственного оборонного заказа по банковской схеме. Это дало увеличение расходов бюджета на оборону.

Предложения. Не делать налоговый маневр. Не забирать деньги из Фонда обязательного медицинского страхования. Деньги ФНВ не размещать, а возвращать в бюджет и направлять на бюджетные стройки. Изменять систему государственного заказа, потому что при федеральной контрактной системе никогда средства не будут осваиваться, никогда они не будут поступать до окончания финансового года.

А в целом могу пожелать всем меньше патриотического треска и демагогии, а больше конкретных, грамотных решений в интересах нашей экономики и нашего народа.

Оксана ДМИТРИЕВА


http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598198
27.10.2014 в 20:10
giman x0 Ответить
© Про эффективность и собственников.

В СССР государство, как действительно эффективный собственник, умело манипулировало рабсилой и активами. Сейчас… было бы смешно, если бы не было страшно.
Простой пример:
Десять шахт. На каждой шахте - тысяча рабочих.
Пять шахт давали уголь с себестоимостью в рубль. Три - по пять рублей. И две - по десять рублей. Средняя себестоимость - 4 рубля. Покупался уголь по 5 рублей - рубль на прибыль - и предприятие кормило десять тысяч рабочих, оплачивало детсады, пионерлагеря, профилактории и т.д… Целый город живёт, растёт и трудится.
СССР кончился, пришёл "эффективный" бизнесмен. Сходу закрыл две "убыточные" шахты, немного подумал, закрыл три "нерентабельные". Пять тысяч шахтёров - на улицу. Рабсилы много - можно снизить зарплату. Лагеря и профилактории? Убыточно, персонал выброшен на мороз, территории и строения списываются с баланса и продаются за гроши другим "эффективным", там будут построены рентабельные бордели, казино и т.п. С пяти закрытых шахт срезаются металлоконструкции и цветмет - всё, шахты затоплены и восстановлению не подлежат. На пяти открытых шахтах забивается на ТБ (а зачем? это дорого, а шахтёр один хрен полезет, ибо больше работать негде) и уголь щедро поливается кровью.
Через десять лет эти шахты выработаны хищническими темпами и закрыты.
И что мы имеем? Некогда процветающий город обнищал и разваливается, в нем безработица 90%, цветут преступность, наркомания и проституция… А "эффективный" сложил на загрансчетах свой миллиард баксов и уехал на Канары.

PS. Если кто недопонял - прикреплённые детсады и профилактории ВХОДИЛИ в себестоимость. А рубль прибыли с угля - дотировал общественный транспорт и тому подобную (убыточную по определению) инфраструктуру. От секций и кружков - до парикмахерских и местной газеты "Красный Уголь".
Угу.
И это еще не учитываются варианты, когда внешне убыточное предприятие обеспечивало повышенную прибыльность смежного. Что нам показала реформа комплексных отраслей, когда вторым делом были уничтожены ремонтные и сервисные предприятия, работавшие за зарплату и обеспечивавшие бесперебойную работу отрасли.



Последние обсуждаемые темы на этом форуме: Ответов Автор Обновлено
Примеси железа в воде 0 Топа3 06.08.2025 в 18:21
Топа3
Работа в Газпроме 0 Топа3 03.08.2025 в 15:59
Топа3
Рекомендую хорошую гадалку 3 tatanaustugova 01.08.2025 в 13:59
ramzanovao
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape 0 ViktoriaDemchuk12 12.07.2025 в 16:01
ViktoriaDemchuk12
офисы в аренду в Москве 0 litifa 10.07.2025 в 16:13
litifa