Общество
Александр Маринеско: герой или злодей?

На днях на германском телеканале ZDF прошла премьера двухсерийного телефильма "Густлов" - о гибели лайнера "Вильгельм Густлов", потопленного 30 января 1945 года советской подводной лодкой под командованием Александра Маринеско. Главный упор в картине режиссера Йозефа Вильсмайера сделан на трагедии десяти с половиной тысячи человек, подавляющее большинство которых (свыше девяти тысяч) составляли беженцы из Восточной Пруссии и Померании, женщины, дети и старики, спасавшиеся от советского наступления. Из 10 582 находившихся на борту "Густлова" погибли 9343. Это намного больше, чем на "Титанике", где жертвами катастрофы стали 1517 человек.
Фильм, как и известный роман Гюнтера Грасса "Траектория краба", развенчивает многие мифы, укоренившиеся в отечественной историографии и воспевающие подвиг Александра Маринеско, будто бы потопившего чуть ли не всю элиту германского подводного флота.
На обратном пути, 10 февраля 1945 года, С-13 потопила госпитальное судно "Генерал Штойбен", вместе с которым ушли на дно 3300 раненых и беженцев. Спаслось только 300 человек. В советской версии "Генерала Штойбена" именовали вспомогательным крейсером.
Мифологизация подвига Маринеско призвана была прежде всего прикрыть довольно скромные успехи советского подводного флота в Великой Отечественной войне, равно как и неспособность советских моряков и летчиков воспрепятствовать эвакуации германских войск и населения из Восточной Пруссии, Померании и Курляндии.
В таких условиях потопление Маринеско "Густлова" и "Штойбена" начиная с 60-х годов XX века вовсю использовалось советской пропагандой, хотя сам герой легендарной атаки умер в забвении. Действительно, по потопленному тоннажу поход Маринеско стал рекордным для советского подводного флота. О том, что подавляющее большинство жертв составили гражданские беженцы и раненые, у нас предпочитали не вспоминать. А чтобы повысить военное значение результативного похода, эксплуатировалась легенда о будто бы потонувшем вместе с "Густловом" цвете германского подводного флота и эсэсовских надсмотрщицах из концлагерей, о "личном враге фюрера" и о общенациональном трауре в Германии. И даже торпедный катер охранения превратился в группу эсминцев и миноносцев. Но сегодня гибель "Густлова" воспринимается прежде всего как гуманитарная катастрофа, а не героический подвиг..
Фильм, как и известный роман Гюнтера Грасса "Траектория краба", развенчивает многие мифы, укоренившиеся в отечественной историографии и воспевающие подвиг Александра Маринеско, будто бы потопившего чуть ли не всю элиту германского подводного флота.
На обратном пути, 10 февраля 1945 года, С-13 потопила госпитальное судно "Генерал Штойбен", вместе с которым ушли на дно 3300 раненых и беженцев. Спаслось только 300 человек. В советской версии "Генерала Штойбена" именовали вспомогательным крейсером.
Мифологизация подвига Маринеско призвана была прежде всего прикрыть довольно скромные успехи советского подводного флота в Великой Отечественной войне, равно как и неспособность советских моряков и летчиков воспрепятствовать эвакуации германских войск и населения из Восточной Пруссии, Померании и Курляндии.
В таких условиях потопление Маринеско "Густлова" и "Штойбена" начиная с 60-х годов XX века вовсю использовалось советской пропагандой, хотя сам герой легендарной атаки умер в забвении. Действительно, по потопленному тоннажу поход Маринеско стал рекордным для советского подводного флота. О том, что подавляющее большинство жертв составили гражданские беженцы и раненые, у нас предпочитали не вспоминать. А чтобы повысить военное значение результативного похода, эксплуатировалась легенда о будто бы потонувшем вместе с "Густловом" цвете германского подводного флота и эсэсовских надсмотрщицах из концлагерей, о "личном враге фюрера" и о общенациональном трауре в Германии. И даже торпедный катер охранения превратился в группу эсминцев и миноносцев. Но сегодня гибель "Густлова" воспринимается прежде всего как гуманитарная катастрофа, а не героический подвиг..

равно как и неспособность советских моряков и летчиков воспрепятствовать эвакуации германских войск и населения из Восточной Пруссии, Померании и Курляндии.
Вот ушёл бы" Густлов" - можно было бы говорить о неспособности. А так чётко сработали.

anso сказал(а):
Фильм, как и известный роман Гюнтера Грасса "Траектория краба", развенчивает многие мифы, укоренившиеся в отечественной историографии и воспевающие подвиг Александра Маринеско, будто бы потопившего чуть ли не всю элиту германского подводного флота.
Фильм, как и известный роман Гюнтера Грасса "Траектория краба", развенчивает многие мифы, укоренившиеся в отечественной историографии и воспевающие подвиг Александра Маринеско, будто бы потопившего чуть ли не всю элиту германского подводного флота.
Немцы могут "развенчивать" всё, что угодно... Маринеско увидел вражеский корабль - Маринеско его потопил, выполнив боевую задачу... У "Густлова" на лбу не было написано, каких пассажиров он перевозил - подводников или беженцев, и шел он под флагом Кригсмарине, а не Красного Креста, имел статус военного транспорта со штатной артиллерией, а потому являлся законной целью... А-ля герр ком я-ля герр, как грится... И вообще, уж чья бы корова мычала о пиратстве на море, а немецкая бы молчала...:) Сами немцы в нарушение всех конвенций топили даже госпитальные суда... Рейдеры (боевые корабли, замаскированные под торговые суда нейтральных стран, охотившиеся на морских коммуникациях союзников) - сугубо немецкое изобретение... Первый пассажирский корабль был потоплен тоже немцами - 3-го сентября 1939 года субмарина U-30 отправила на дно лайнер "Афения", перевозивший 1103 пассажира... Да и насчет "беженцев" на "Густлове" ишо прояснить надо... Никто не вспоминает, что на «Густлове» помимо «белокурых бестий» женского рода (батальон численностью около 400 человек из частей СС "Тотенкопф", "обеспечивавших" функционирование женских концлагерей ) наличествовали аж 22 гауляйтера с семьями и обслугой и в полном составе - учебный отряд подплава, численность которого сами немцы заявляли в 1000, а нейтралы - в 3700 человек... Так что не надо ля-ля...
Касаемо скромных успехов советского ВМФ во 2МВ - увы, это так... Но это тема для отдельного разговора, к Маринеско не имеющая никакого отношения...

anso сказал(а):
На обратном пути, 10 февраля 1945 года, С-13 потопила госпитальное судно "Генерал Штойбен", вместе с которым ушли на дно 3300 раненых и беженцев. Спаслось только 300 человек. В советской версии "Генерала Штойбена" именовали вспомогательным крейсером.
На обратном пути, 10 февраля 1945 года, С-13 потопила госпитальное судно "Генерал Штойбен", вместе с которым ушли на дно 3300 раненых и беженцев. Спаслось только 300 человек. В советской версии "Генерала Штойбена" именовали вспомогательным крейсером.
И снова передергивание. Да, "Генерал Штойбен" был госпитальным судном... Но, во-первых, деятельность госпитальных судов определялась Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов, где четко указывалось, что эти суда НЕ МОГУТ идти в одном конвое вместе с военными судами. "Генерал Штойбен" же шел в сопровождении миноносца Т-196 и тральщика TF-10. Во-вторых, Маринеско обнаружил конвой, в котором шел "Штойбен", ВЕЧЕРОМ 9 февраля 1945 года и преследовал его в течение 4-х с половиной часов, торпедировав "Штойбен" НОЧЬЮ 10 февраля. Надеюсь, не нужно объяснять, какая видимость на Балтике ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ В ФЕВРАЛЕ - в Питере, например, зимой начинает смеркаться в три часа дня. Неудивительно, что Маринеско идентифицировал "Штойбен" как легкий крейсер класса "Эмден", шедший с кораблями сопровождения, и узнал о том, что это не так, лишь по возвращении на базу в финский Турку... Таким образом, торпедирование "Штойбена" - это трагическая ошибка (к которой немцы сами приложили руку), а не преступление Александра Маринеско.

Надеюсь, не нужно объяснять, какая видимость на Балтике ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ В ФЕВРАЛЕ
Существенно лучше чем в ноябрьский полдень 1941 у пилота He-111 торпедировавшего теплоход "Армения", несшего отличительные знаки красного креста. Но вот незадача: он тоже шел в экскорте.
Не исключено что при гибели "Армении" погибло больше народу чем в "Густлове"....

Это война и любое судно под вражеским флагом считаеться неприятельским мирное население жалко но командир подлодки поступил правильно мирное население на вражеской территории также являеться врагами и гуманность по отношению к ним необходима но если это не идет в разрез с ведением боевых дествий капитан выполнил боевую задачу и притензий к нему неможет быть также как к амерам стершим дрезден или советским воинам бомбивщих все восточные столицы европы и так же к амерам в Афганистане или Ираке это война и сопли тут не допустимы я впринципе оправдываю действие русской армии в Чечне даже если при этом были многочисленные жертвы за все в войне должно отвечать политическое руководство но не рядовые исполнители если тока это не касаеться издевательств на мирными гражданами и бессмысленными растрелами и мородерством
→ Александр Маринеско: герой или злодей?
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Примеси железа в воде | 0 | Топа3 | 06.08.2025 в 18:21 Топа3 |
Работа в Газпроме | 0 | Топа3 | 03.08.2025 в 15:59 Топа3 |
Рекомендую хорошую гадалку | 3 | tatanaustugova | 01.08.2025 в 13:59 ramzanovao |
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape | 0 | ViktoriaDemchuk12 | 12.07.2025 в 16:01 ViktoriaDemchuk12 |
офисы в аренду в Москве | 0 | litifa | 10.07.2025 в 16:13 litifa |