Общество
За что большевики отбирали у колхозников паспорта?

Не мог не выкласть этот весьма занимательный текст:
За что большевики отобрали у крестьян паспорта?
Отметился колонкой по давешней программе "Только ночью" ТВЦ.
В мае 2008 года на телеканале «ТВ-Центр» было показано молодежное ток-шоу на тему «Есть ли будущее у коммунизма». В роли специально приглашенного историка на нем выступила доктор исторических наук, член правозащитного общества «Мемориал» Ирина Щербакова, исследователь, по ее словам, советского периода. Само общество «Мемориал» давно и плодотворно занимается написанием истории репрессий в СССР, используя собственную, не до конца понятную простому человеку и весьма спорную методику, наводящую на мысли об идеологической заданности.
В качестве отдельного «убойного» аргумента, доказывающего бесчеловечную сущность советского проекта, исследователь рассказала об участи крестьян - даже паспорта колхозникам в СССР выдали лишь в 1974 году. Доктор призвала задуматься над этим вопиющим фактом – до этого, мол, труд крестьян использовался чуть ли не как рабский на плантациях.
Утверждение произвело определенный эффект. Многие в студии об этом, оказывается, даже не знали (по малолетству не читали перестроечного «Огонька») и искренне ужаснулись: как же так?! Никому при этом не пришло в голову спросить историка, от чего же конкретно страдали крестьяне без паспорта? Живут, к примеру, люди в США без паспортов, и ничего. Чем были обделены именно советские граждане, лишенные «корочки»?
Сама доктор об этом почему-то забыла упомянуть, и в студии тоже никто не напомнил, а стоило бы, ведь если браться за проблему, стоит рассматривать ее комплексно, а не создавать из нее идеологический жупел. Сейчас, конечно, трудно представить себе жизнь без паспорта, проверки документов на улице (кстати, дитя демократии, немыслимое в СССР), авиабилеты, поликлиника и многое другое – все завязано на основной документ гражданина.
Но ведь не всегда существовали паспорта. А значит и отношение к ним, и нужда в их использовании в разное время были разными. Абсурдно возмущаться, например, отсутствием у сельского населения России начала XX века загранпаспортов - целые поколения наших предков проводили всю жизнь в одной деревне, за околицей, в ближайшей роще, начинался мир с большой буквы, а поездка на ярмарку в уездный центр была событием вселенским, к нему готовились месяцами.
Собственно, привычной нам сегодня паспортной системы до XX века не существовало вовсе. С XV века в Германии, а затем и в других странах Европы паспорт появлялся в виде «дорожной грамоты» и служил целью отделять состоятельных путешественников от бродяг и разбойников. Существовали «чумные паспорта» (для жителей зачумленных территорий, чтобы не допустить распространения болезни), «военные паспорта» (для ловли дезертиров).
В Смутное время «дорожная грамота» появилась в России, а при Петре I «проезжие грамоты» стали обязательными для путешественников – связано это было с введением рекрутской повинности и подушной подати. Позже паспорт стал использоваться как своеобразная «налоговая декларация», уплата податей или налогов отмечалась в нем специальными отметками. По месту жительства паспорт были не нужен, получать его следовало лишь при выезде на 50 верст от дома и на срок более, чем на 6 месяцев.
Нужно лишь добавить, что паспорта получали только мужчины, женщин вписывали в паспорт супруга. Запись в российском паспорте образца 1912 года выглядела так: «При нем жена Ефросинья, 20 лет».
Таким образом, мы видим, что до 1917 года паспорта и в России, и в Европе отнюдь не были массовым документом, их роль постепенно менялась, но по-прежнему сводилась преимущественно к «дорожной грамоте», то есть документу, удостоверяющему благонравность и законопослушность человека, покинувшего место жительства.
На эту проблему можно взглянуть с другой стороны, так, либеральные исследователи оценивают роль паспорта как инструмента «полицейского государства», вводящего контроль над гражданином, ограничение свободы его передвижения. Паспортная система ставит человека в зависимость от чиновника, который паспорт выдает, что не исключает чиновничьего произвола в отношении конкретного индивида. В этом смысле идеалом принято считать США, где внутренней паспортной системы никогда не существовало.
«Родоначальником единой паспортной системы для всего населения страны стала Франция. Это произошло во время Великой французской революции 1789-1799 годов. С введением и укреплением этой системы возникло понятие «полицейское государство», которое жестко контролирует граждан», - пишет в методическом пособии «Право на жизнь, свободу, собственность. Беседы учителя с учащимися 8 классов» коллектив авторов либерального проекта «Школа - правовое пространство»*.
* school-sector.relarn.ru/prava/school/center.htm
С этой точки зрения становится вообще не понятно, в чем преступление коммунистов, оставивших крестьян без паспортов до второй половины XX века. И не следует ли, напротив, считать преступлением выдачу им паспортов в 1974 году. Впрочем, не будем забегать вперед, разберемся с паспортной проблемой Ирины Щербаковой до конца.
Давайте выясним, как вообще сложилась ситуация, при которой значительная часть населения СССР оказалась без паспортов. Казалось бы, советский режим должен был немедленно закабалить своих граждан по французскому сценарию – ведь о Красном терроре, тотальном контроле, большевиках, пришедших к власти на штыках, написаны тома и сняты сотни часов телепередач.
Однако, как это ни удивительно, большевики не восстанавливали паспортной системы царской России и не создавали своей. В течение первых 15 лет советской власти в РСФСР, а затем и в СССР вообще не было единого паспорта. Восстановление паспортной системы начинается лишь в 1932 году, когда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».
В постановлении указываются причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах» - «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов»*.
* www.demoscope.ru/weekly/2002/093/arxiv01.php
В документе указывается очередность паспортизации – «охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы... [далее список городов]» и поручение «правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим постановлением и положением о паспортах».
Если вчитываться в документ становится ясно, что паспорта вводились в первую очередь для учета населения городов и рабочих поселков, а также с целью борьбы с преступностью. Введение паспортов на селе документом вообще не предусматривалось (впрочем, и не отрицалось). При этом вряд ли кто будет оспаривать несопоставимую по уровню криминогенную ситуацию города и деревни – показатели явно не в городскую пользу. Село же в СССР отродясь обходилась одним участковым милиционером из местных жителей.
Паспортизация, как с целью учета населения, так и в целях борьбы с преступностью, вводила понятие «прописка по месту жительства». Аналогичный инструмент контроля - с косметическими изменениями - сохранен в России по сей день под наименованием «регистрация». Он по-прежнему вызывает множество споров, однако его эффективность в борьбе с преступностью мало у кого вызывает сомнения.
Прописка (или регистрация) являются инструментом предотвращения неконтролируемой миграции населения, в этом отношении советское паспортное уложение – прямой потомок дореволюционной и в целом европейской паспортной системы, ничего нового, как мы видим, большевики не изобрели. И в недавней истории мэр Москвы Юрий Лужков, отстаивая регистрацию в столице, опирался все на те же принципы, заявляя, что неконтролируемой миграции в столице быть не должно.
Собственно, по детски наивные требования академика Сахарова разрешить ради торжества демократии свободную иммиграцию из Афганистана в СССР, в 80-х еще могли воодушевить отдельные слои населения. Сейчас людям, переболевшим «демократией» в 90-е, уже не требуется разъяснять смысл и цели ограничительных мер со стороны советских властей.
Однако именно на отсутствие свободы передвижения по-прежнему ссылаются сторонники «обиженных колхозников» периода СССР. «Но вот что интересно», - пишут авторы уже цитировавшегося выше учебного пособия «Беседы учителя с учащимися 8 классов» - паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков и совхозов. Крестьяне, которых стали называть колхозниками, были лишены даже права иметь паспорт. А не имея его, они оказались прикованными к своей деревне, к своему колхозу, они не могли свободно уехать в город, так как там нельзя было жить без прописки».
До окончательного абсурда доводит ситуацию статья про колхозы из «Википедии» - свободной энциклопедии»: «При введении в СССР 1932 г. паспортной системы колхозникам не выдавали паспорта, чтобы они не могли переехать в города. Чтобы вырваться из деревни, колхозники поступали в высшие учебные заведения, делали военную карьеру»*.
* ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7
Вы подумайте, до чего довел простого крестьянина тоталитарный советский режим: заставлял поступать в ВУЗы и делать военную карьеру! Как же они в ВУЗы-то поступали без паспорта?
Оказывается, элементарно. Желающим учиться в профучилище, поступить в институт, «делать военную карьеру», трудиться на вновь созданных предприятиях и т.д. паспорта все-таки выдавали. Существовала определенная проблема «просто переселиться в город» – по двум причинам, и обе зависели не от наличия паспорта, а от наличия института прописки. Государство считало своей обязанностью обеспечить каждого человека жильем и рабочим местом. Рабочее место, кроме того, требовало определенной квалификации (и здесь желающий мог повысить свою квалификацию в училище или ВУЗе, ограничения отсутствовали).
Куда без работы и жилья денется «просто приехавший», не имеющий квалификации и образования? Собственно, это мы наблюдаем ежечасно на улицах Москвы – с таджиками, живущими в бункерах мусоропроводов, многочисленными бездомными и попрошайками, которые согласны на любую, в том числе и криминальную, работу. Да, действует свободная экономическая миграция, и каждый может, продав дом в деревне, попытать счастья в столице – например, пополнить число попрошаек на Курском вокзале.
Возможно, советская система многим покажется не гуманной, лишенной свободы и слишком заорганизованной. Но альтернатива у нас перед глазами, мы имеем возможность сравнивать. Какая система человечнее - дающая гарантированное жилье и занятость, или эфемерную «мечту об успехе» – каждый решает сам для себя.
Резюмируя тему с паспортами колхозников, еще раз остановимся на важных моментах. Паспортная система изначально, с момента своего зарождения не предусматривала поголовной паспортизации всего населения, она преследовала конкретные задачи – выявления бандитов на дороге, контроля по сбору податей и т.д.. Напротив, либеральные исследователи считают поголовную паспортизацию признаком «полицейского государства».
Советская паспортная система не являлась уникальным «тоталитарным» изобретением большевиков. Осуждая ее следует, видимо, автоматически осуждать паспортную систему как дореволюционной России (и Европы), так и сегодняшнего дня.
Советская паспортная система 30-х годов, также, как и паспортные системы до нее, преследовала конкретные цели. Унизить колхозников или закрепостить их на селе - среди них не было. Как раз напротив, система была направлена на учет и контроль городского населения, в силу чего и не охватывала население сельское. При этом сельскому населению, преимущественно молодежи, не ставилось ограничений в учебе, военной карьере, работе на вновь созданных предприятиях. Паспорта в таких случаях выдавали.
Так в чем же «убойность» аргумента историка Щербаковой из «Мемориала», почему отсутствие паспортов у колхозников – факт вопиющий, сравниваемый с рабовладением? У меня нет рациональных объяснений этим заявлениям. Вся история «специалиста по советскому периоду» – чистейшая пропаганда, элемент черного мифа, который настойчиво продолжают вдалбливать в головы доверчивых граждан.
----------
UPD:
А вот и важное дополнение.
Пришел в комментарии товарищ демократ посмеяться -
users.livejournal.com/_lord_/1102044.html?thread=6818780#t6818780
И тоже сел в лужу невольно напомнил про еще один черный миф о том периоде - "крестьяне жили без пенсий".
Миф у нас такой: только в конце 60-х колхозникам стали платить пенсии.
Он идет еще от советской кампании "Советское государство сделало еще один шаг к социализму, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР установлены государственные пенсии всем колхозникам".
Никто, конечно, текст этого постановления не приводит, сплошное "бла-бла", колхозники подножным кормом питались.
А в целом ситуация развивалась так:
В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.
Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи.
Впоследствии государство постепенно брало социальные выплаты на себя, что к началу 70-х годов (только) привело к созданию единой государственной системы социальной защиты, в т.ч. и пенсионной.
В случае с колхозами выплата пенсий колхозникам по старости или нетрудоспособности, оплата больничных возлагалась также на саму сельхозартель, что было прописано в типовом Уставе сельхозартели. Фонд пенсионного обьеспечения каждой сельхозаретли должен был составлять не менее 2% от всей валовой продукции арели.
Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. В конце 60-х государство взяло эту обязанность на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты - в дополнение к государственной пенсии.
users.livejournal.com/_lord_/1102044.html
За что большевики отобрали у крестьян паспорта?
Отметился колонкой по давешней программе "Только ночью" ТВЦ.
В мае 2008 года на телеканале «ТВ-Центр» было показано молодежное ток-шоу на тему «Есть ли будущее у коммунизма». В роли специально приглашенного историка на нем выступила доктор исторических наук, член правозащитного общества «Мемориал» Ирина Щербакова, исследователь, по ее словам, советского периода. Само общество «Мемориал» давно и плодотворно занимается написанием истории репрессий в СССР, используя собственную, не до конца понятную простому человеку и весьма спорную методику, наводящую на мысли об идеологической заданности.
В качестве отдельного «убойного» аргумента, доказывающего бесчеловечную сущность советского проекта, исследователь рассказала об участи крестьян - даже паспорта колхозникам в СССР выдали лишь в 1974 году. Доктор призвала задуматься над этим вопиющим фактом – до этого, мол, труд крестьян использовался чуть ли не как рабский на плантациях.
Утверждение произвело определенный эффект. Многие в студии об этом, оказывается, даже не знали (по малолетству не читали перестроечного «Огонька») и искренне ужаснулись: как же так?! Никому при этом не пришло в голову спросить историка, от чего же конкретно страдали крестьяне без паспорта? Живут, к примеру, люди в США без паспортов, и ничего. Чем были обделены именно советские граждане, лишенные «корочки»?
Сама доктор об этом почему-то забыла упомянуть, и в студии тоже никто не напомнил, а стоило бы, ведь если браться за проблему, стоит рассматривать ее комплексно, а не создавать из нее идеологический жупел. Сейчас, конечно, трудно представить себе жизнь без паспорта, проверки документов на улице (кстати, дитя демократии, немыслимое в СССР), авиабилеты, поликлиника и многое другое – все завязано на основной документ гражданина.
Но ведь не всегда существовали паспорта. А значит и отношение к ним, и нужда в их использовании в разное время были разными. Абсурдно возмущаться, например, отсутствием у сельского населения России начала XX века загранпаспортов - целые поколения наших предков проводили всю жизнь в одной деревне, за околицей, в ближайшей роще, начинался мир с большой буквы, а поездка на ярмарку в уездный центр была событием вселенским, к нему готовились месяцами.
Собственно, привычной нам сегодня паспортной системы до XX века не существовало вовсе. С XV века в Германии, а затем и в других странах Европы паспорт появлялся в виде «дорожной грамоты» и служил целью отделять состоятельных путешественников от бродяг и разбойников. Существовали «чумные паспорта» (для жителей зачумленных территорий, чтобы не допустить распространения болезни), «военные паспорта» (для ловли дезертиров).
В Смутное время «дорожная грамота» появилась в России, а при Петре I «проезжие грамоты» стали обязательными для путешественников – связано это было с введением рекрутской повинности и подушной подати. Позже паспорт стал использоваться как своеобразная «налоговая декларация», уплата податей или налогов отмечалась в нем специальными отметками. По месту жительства паспорт были не нужен, получать его следовало лишь при выезде на 50 верст от дома и на срок более, чем на 6 месяцев.
Нужно лишь добавить, что паспорта получали только мужчины, женщин вписывали в паспорт супруга. Запись в российском паспорте образца 1912 года выглядела так: «При нем жена Ефросинья, 20 лет».
Таким образом, мы видим, что до 1917 года паспорта и в России, и в Европе отнюдь не были массовым документом, их роль постепенно менялась, но по-прежнему сводилась преимущественно к «дорожной грамоте», то есть документу, удостоверяющему благонравность и законопослушность человека, покинувшего место жительства.
На эту проблему можно взглянуть с другой стороны, так, либеральные исследователи оценивают роль паспорта как инструмента «полицейского государства», вводящего контроль над гражданином, ограничение свободы его передвижения. Паспортная система ставит человека в зависимость от чиновника, который паспорт выдает, что не исключает чиновничьего произвола в отношении конкретного индивида. В этом смысле идеалом принято считать США, где внутренней паспортной системы никогда не существовало.
«Родоначальником единой паспортной системы для всего населения страны стала Франция. Это произошло во время Великой французской революции 1789-1799 годов. С введением и укреплением этой системы возникло понятие «полицейское государство», которое жестко контролирует граждан», - пишет в методическом пособии «Право на жизнь, свободу, собственность. Беседы учителя с учащимися 8 классов» коллектив авторов либерального проекта «Школа - правовое пространство»*.
* school-sector.relarn.ru/prava/school/center.htm
С этой точки зрения становится вообще не понятно, в чем преступление коммунистов, оставивших крестьян без паспортов до второй половины XX века. И не следует ли, напротив, считать преступлением выдачу им паспортов в 1974 году. Впрочем, не будем забегать вперед, разберемся с паспортной проблемой Ирины Щербаковой до конца.
Давайте выясним, как вообще сложилась ситуация, при которой значительная часть населения СССР оказалась без паспортов. Казалось бы, советский режим должен был немедленно закабалить своих граждан по французскому сценарию – ведь о Красном терроре, тотальном контроле, большевиках, пришедших к власти на штыках, написаны тома и сняты сотни часов телепередач.
Однако, как это ни удивительно, большевики не восстанавливали паспортной системы царской России и не создавали своей. В течение первых 15 лет советской власти в РСФСР, а затем и в СССР вообще не было единого паспорта. Восстановление паспортной системы начинается лишь в 1932 году, когда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».
В постановлении указываются причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах» - «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов»*.
* www.demoscope.ru/weekly/2002/093/arxiv01.php
В документе указывается очередность паспортизации – «охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы... [далее список городов]» и поручение «правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим постановлением и положением о паспортах».
Если вчитываться в документ становится ясно, что паспорта вводились в первую очередь для учета населения городов и рабочих поселков, а также с целью борьбы с преступностью. Введение паспортов на селе документом вообще не предусматривалось (впрочем, и не отрицалось). При этом вряд ли кто будет оспаривать несопоставимую по уровню криминогенную ситуацию города и деревни – показатели явно не в городскую пользу. Село же в СССР отродясь обходилась одним участковым милиционером из местных жителей.
Паспортизация, как с целью учета населения, так и в целях борьбы с преступностью, вводила понятие «прописка по месту жительства». Аналогичный инструмент контроля - с косметическими изменениями - сохранен в России по сей день под наименованием «регистрация». Он по-прежнему вызывает множество споров, однако его эффективность в борьбе с преступностью мало у кого вызывает сомнения.
Прописка (или регистрация) являются инструментом предотвращения неконтролируемой миграции населения, в этом отношении советское паспортное уложение – прямой потомок дореволюционной и в целом европейской паспортной системы, ничего нового, как мы видим, большевики не изобрели. И в недавней истории мэр Москвы Юрий Лужков, отстаивая регистрацию в столице, опирался все на те же принципы, заявляя, что неконтролируемой миграции в столице быть не должно.
Собственно, по детски наивные требования академика Сахарова разрешить ради торжества демократии свободную иммиграцию из Афганистана в СССР, в 80-х еще могли воодушевить отдельные слои населения. Сейчас людям, переболевшим «демократией» в 90-е, уже не требуется разъяснять смысл и цели ограничительных мер со стороны советских властей.
Однако именно на отсутствие свободы передвижения по-прежнему ссылаются сторонники «обиженных колхозников» периода СССР. «Но вот что интересно», - пишут авторы уже цитировавшегося выше учебного пособия «Беседы учителя с учащимися 8 классов» - паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков и совхозов. Крестьяне, которых стали называть колхозниками, были лишены даже права иметь паспорт. А не имея его, они оказались прикованными к своей деревне, к своему колхозу, они не могли свободно уехать в город, так как там нельзя было жить без прописки».
До окончательного абсурда доводит ситуацию статья про колхозы из «Википедии» - свободной энциклопедии»: «При введении в СССР 1932 г. паспортной системы колхозникам не выдавали паспорта, чтобы они не могли переехать в города. Чтобы вырваться из деревни, колхозники поступали в высшие учебные заведения, делали военную карьеру»*.
* ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7
Вы подумайте, до чего довел простого крестьянина тоталитарный советский режим: заставлял поступать в ВУЗы и делать военную карьеру! Как же они в ВУЗы-то поступали без паспорта?
Оказывается, элементарно. Желающим учиться в профучилище, поступить в институт, «делать военную карьеру», трудиться на вновь созданных предприятиях и т.д. паспорта все-таки выдавали. Существовала определенная проблема «просто переселиться в город» – по двум причинам, и обе зависели не от наличия паспорта, а от наличия института прописки. Государство считало своей обязанностью обеспечить каждого человека жильем и рабочим местом. Рабочее место, кроме того, требовало определенной квалификации (и здесь желающий мог повысить свою квалификацию в училище или ВУЗе, ограничения отсутствовали).
Куда без работы и жилья денется «просто приехавший», не имеющий квалификации и образования? Собственно, это мы наблюдаем ежечасно на улицах Москвы – с таджиками, живущими в бункерах мусоропроводов, многочисленными бездомными и попрошайками, которые согласны на любую, в том числе и криминальную, работу. Да, действует свободная экономическая миграция, и каждый может, продав дом в деревне, попытать счастья в столице – например, пополнить число попрошаек на Курском вокзале.
Возможно, советская система многим покажется не гуманной, лишенной свободы и слишком заорганизованной. Но альтернатива у нас перед глазами, мы имеем возможность сравнивать. Какая система человечнее - дающая гарантированное жилье и занятость, или эфемерную «мечту об успехе» – каждый решает сам для себя.
Резюмируя тему с паспортами колхозников, еще раз остановимся на важных моментах. Паспортная система изначально, с момента своего зарождения не предусматривала поголовной паспортизации всего населения, она преследовала конкретные задачи – выявления бандитов на дороге, контроля по сбору податей и т.д.. Напротив, либеральные исследователи считают поголовную паспортизацию признаком «полицейского государства».
Советская паспортная система не являлась уникальным «тоталитарным» изобретением большевиков. Осуждая ее следует, видимо, автоматически осуждать паспортную систему как дореволюционной России (и Европы), так и сегодняшнего дня.
Советская паспортная система 30-х годов, также, как и паспортные системы до нее, преследовала конкретные цели. Унизить колхозников или закрепостить их на селе - среди них не было. Как раз напротив, система была направлена на учет и контроль городского населения, в силу чего и не охватывала население сельское. При этом сельскому населению, преимущественно молодежи, не ставилось ограничений в учебе, военной карьере, работе на вновь созданных предприятиях. Паспорта в таких случаях выдавали.
Так в чем же «убойность» аргумента историка Щербаковой из «Мемориала», почему отсутствие паспортов у колхозников – факт вопиющий, сравниваемый с рабовладением? У меня нет рациональных объяснений этим заявлениям. Вся история «специалиста по советскому периоду» – чистейшая пропаганда, элемент черного мифа, который настойчиво продолжают вдалбливать в головы доверчивых граждан.
----------
UPD:
А вот и важное дополнение.
Пришел в комментарии товарищ демократ посмеяться -
users.livejournal.com/_lord_/1102044.html?thread=6818780#t6818780
И тоже сел в лужу невольно напомнил про еще один черный миф о том периоде - "крестьяне жили без пенсий".
Миф у нас такой: только в конце 60-х колхозникам стали платить пенсии.
Он идет еще от советской кампании "Советское государство сделало еще один шаг к социализму, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР установлены государственные пенсии всем колхозникам".
Никто, конечно, текст этого постановления не приводит, сплошное "бла-бла", колхозники подножным кормом питались.
А в целом ситуация развивалась так:
В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.
Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи.
Впоследствии государство постепенно брало социальные выплаты на себя, что к началу 70-х годов (только) привело к созданию единой государственной системы социальной защиты, в т.ч. и пенсионной.
В случае с колхозами выплата пенсий колхозникам по старости или нетрудоспособности, оплата больничных возлагалась также на саму сельхозартель, что было прописано в типовом Уставе сельхозартели. Фонд пенсионного обьеспечения каждой сельхозаретли должен был составлять не менее 2% от всей валовой продукции арели.
Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. В конце 60-х государство взяло эту обязанность на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты - в дополнение к государственной пенсии.
users.livejournal.com/_lord_/1102044.html

И как тебе пенсия у крестьян 12 и 36 рублей даже для совка маловато а Паспорта даже у меня здесь нет как и прописки прикинь Паспорт тока для забугорной поездки правда есть удостоверение личности или права а насчет тех давних времен скажу что паспорта крестьянам не давали чтоб они все не ламонули в город что кстати и случилось после их паспортизации при Хрущеве сам поскреби вокруг себя да и на сайте этом все выходи из деревни например у меня вообще ее никогда не было и прикинь хотели они уехать от трудадней от налогов на окна на деревья от отсутствие лошадей и прочего колхозного или нет поспрашай кто еще жив там и все поймешь что это было типичное крепостное право

Откуда цифры? источник - ОБС? если это госпенсия, то прибавка к колхозной пенсии таки неплохая.
"От трудАдней" - от этих трудодней крестьяне имели возможность купить самолёт или танк для фронта. Интересно, хватит ли у нонешнего фермера деньгов хотя бы на БТР?
"От трудАдней" - от этих трудодней крестьяне имели возможность купить самолёт или танк для фронта. Интересно, хватит ли у нонешнего фермера деньгов хотя бы на БТР?

Мы с тобой ровестники почти и ты прекрасно знаешь что я прав я лично знал этих деревенских бабушек и видел как они ее получали а бывшие председатели или агрономы члены партии получали максимальную 132 как и в городе и самолет покупали колхозы и потом им не сеять ни жрать уже не оставалось поговори кто еще жив они тебе все раскажут и главное про дивиз тех дней этот дивиз всех наших дедов Лишь бы не было войны а остальное переживем неужели ни разу не слышал?

Одно дело сказка типа "жрать не оставалось", а с другой стороны факт, что население росло, люди работали и учились, жили зажиточно. И факт, что при всеобщем освободжении от деревни почти ничего не осталось.

Да я согласен с тобой Сталин был гений и прекрасно понимал что нельзя крестьянам давать возможность свободного ухода иначе мор как в деревне а главное в городах но колхозах миллионеров в тойже нижегородской губернии было очень мало и потемкенские деревни были в каждом районе но это уже другая история а то что сейчас у вас пахотные земли под котеджи и магазины отдаються то это уже спрос с гаранта и нового призедента что так построили безконтрольную вертикаль власти

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано постановление № 57/1917 “Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов” 1…..
Особенно унизительному закрепощению подвергались жители деревни, так как, согласно вышеуказанным постановлениям Совнаркома СССР № 57/1917 от 27 декабря 1932 года и № 861 от 28 апреля 1933 года, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных “режимными”. Остальные сельчане паспортов не получили. Оба предписания устанавливали длинную, сопряженную со многими трудностями процедуру получения паспортов для стремящихся покинуть деревню. Формально закон определял, что “в тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на один год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях” (пункт 3-й постановления СНК СССР № 861 от 28 апреля 1933 года). Фактически же все обстояло иначе. 17 марта 1933 года постановление ЦИК и Совнаркома СССР “О порядке отходничества из колхозов” обязывало правления колхозов “исключать из колхоза тех колхозников, которые самовольно, без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами (так именовались представители администрации, которые от имени советских предприятий ездили по деревням и заключали договоры с колхозниками. — В. П.) бросают свое колхозное хозяйство” 10 . Необходимость иметь на руках договор перед выездом из деревни — первый серьезный барьер для отходников. Исключение из колхоза не могло сильно напугать или остановить крестьян, на собственной шкуре успевших узнать тяжесть колхозных работ, хлебозаготовки, оплату по трудодням, голод. Препятствие состояло в другом. 19 сентября 1934 года принимается закрытое постановление Совнаркома СССР № 2193 “О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами”. Традиционный термин “отходники” камуфлировал массовое бегство крестьян из колхозных “резерваций”.Постановление от 19 сентября 1934 года определяло, что в паспортизированных местностях предприятия могут принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, “лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему местожительству, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника”. Проходили десятки лет, менялись инструкции и положения по паспортной работе, наркомы, а затем министры внутренних дел, диктаторы, бюрократы, но это решение — основа прикрепления крестьян к колхозным работам — сохраняло свою практическую силу 11……
…По мере того как крестьяне находили мельчайшие лазейки в паспортном законодательстве и пытались использовать их для бегства из деревни, правительство ужесточало закон. Циркуляр Главного управления милиции НКВД СССР № 37 от 16 марта 1935 года, принятый в соответствии с постановлением Совнаркома СССР № 302 от 27 февраля 1935 года, предписывал: “Лица, проживающие в сельской непаспортизированной местности, вне зависимости от того, куда они едут (даже если едут в непаспортизированную сельскую местность), — обязаны получать паспорта до выезда, по месту своего жительства сроком на один год” 13 . Власти, конечно, понимали, что крестьяне кочуют из села в село в поисках места, откуда легче убежать в город. Например, люди узнавали, что в Челябинске строится большой тракторный завод и, следовательно, в окрестных деревнях и районах будет проводиться усиленный оргнабор. И многие устремлялись в сельскую местность ближе к этому городу, чтобы попытать счастья.
Правда, Челябинск, как и другой город этой области — Магнитогорск, — относился к числу “режимных” и у людей с “социально чуждым” советской власти происхождением почти не было шансов там прописаться. Таким следовало искать место поглуше, ехать туда, где их никто не знал, и там пытаться получить новые документы, чтобы скрыть прошлое. В любом случае переезд на постоянное жительство из одной сельской местности в другую до марта 1935 года являлся как бы “легальным” способом бегства, не запрещенным законом.
…В самой же инструкции по паспортной работе, введенной в действие 14 февраля 1935 года приказом № 0069 наркома внутренних дел СССР Г. Г. Ягоды, существовала масса юридических закавык, внешне (по форме) противоречивых, но включенных в документ сознательно с тем, чтобы дать местным царькам (от председателя колхоза или сельсовета до начальника районного управления милиции) возможность для безграничного произвола в отношении рядового колхозника. Единственным могущим возникнуть “ограничением” их всевластия был тот “высший интерес”, когда индустриальный молох вновь широко отверзал свою ненасытную пасть, требуя новых жертв. Только тогда приходилось отпускать крестьян в город по так называемому “оргнабору”…
…Правовое положение крестьянина в колхозную эпоху делало его изгоем в родной стране. И жить под таким психологическим прессом предстояло не только ему, но и его детям. По действующему примерному уставу сельхозартели (1935) членство в колхозе оформлялось подачей заявления с последующим решением о приеме на общем собрании артели. На практике правило это не соблюдалось по отношению к детям колхозников, которых по достижении ими шестнадцатилетнего возраста правление механически заносило в списки членов артели без их заявления о приеме. Получалось, что сельская молодежь не могла распоряжаться своей судьбой: не могла по собственному желанию после шестнадцати лет получить в райотделе милиции паспорт и свободно уехать в город на работу или учебу. Совершеннолетние молодые люди автоматически становились колхозниками и, следовательно, только в качестве таковых могли добиваться получения паспортов. Чем в большинстве своем кончались такие попытки, мы уже писали. Формально названная практика не была закреплена юридически в уставе сельхозартели. Фактически же колхозники становились подневольным сословием “из рода в род”….
Особенно унизительному закрепощению подвергались жители деревни, так как, согласно вышеуказанным постановлениям Совнаркома СССР № 57/1917 от 27 декабря 1932 года и № 861 от 28 апреля 1933 года, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных “режимными”. Остальные сельчане паспортов не получили. Оба предписания устанавливали длинную, сопряженную со многими трудностями процедуру получения паспортов для стремящихся покинуть деревню. Формально закон определял, что “в тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на один год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях” (пункт 3-й постановления СНК СССР № 861 от 28 апреля 1933 года). Фактически же все обстояло иначе. 17 марта 1933 года постановление ЦИК и Совнаркома СССР “О порядке отходничества из колхозов” обязывало правления колхозов “исключать из колхоза тех колхозников, которые самовольно, без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами (так именовались представители администрации, которые от имени советских предприятий ездили по деревням и заключали договоры с колхозниками. — В. П.) бросают свое колхозное хозяйство” 10 . Необходимость иметь на руках договор перед выездом из деревни — первый серьезный барьер для отходников. Исключение из колхоза не могло сильно напугать или остановить крестьян, на собственной шкуре успевших узнать тяжесть колхозных работ, хлебозаготовки, оплату по трудодням, голод. Препятствие состояло в другом. 19 сентября 1934 года принимается закрытое постановление Совнаркома СССР № 2193 “О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами”. Традиционный термин “отходники” камуфлировал массовое бегство крестьян из колхозных “резерваций”.Постановление от 19 сентября 1934 года определяло, что в паспортизированных местностях предприятия могут принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, “лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему местожительству, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника”. Проходили десятки лет, менялись инструкции и положения по паспортной работе, наркомы, а затем министры внутренних дел, диктаторы, бюрократы, но это решение — основа прикрепления крестьян к колхозным работам — сохраняло свою практическую силу 11……
…По мере того как крестьяне находили мельчайшие лазейки в паспортном законодательстве и пытались использовать их для бегства из деревни, правительство ужесточало закон. Циркуляр Главного управления милиции НКВД СССР № 37 от 16 марта 1935 года, принятый в соответствии с постановлением Совнаркома СССР № 302 от 27 февраля 1935 года, предписывал: “Лица, проживающие в сельской непаспортизированной местности, вне зависимости от того, куда они едут (даже если едут в непаспортизированную сельскую местность), — обязаны получать паспорта до выезда, по месту своего жительства сроком на один год” 13 . Власти, конечно, понимали, что крестьяне кочуют из села в село в поисках места, откуда легче убежать в город. Например, люди узнавали, что в Челябинске строится большой тракторный завод и, следовательно, в окрестных деревнях и районах будет проводиться усиленный оргнабор. И многие устремлялись в сельскую местность ближе к этому городу, чтобы попытать счастья.
Правда, Челябинск, как и другой город этой области — Магнитогорск, — относился к числу “режимных” и у людей с “социально чуждым” советской власти происхождением почти не было шансов там прописаться. Таким следовало искать место поглуше, ехать туда, где их никто не знал, и там пытаться получить новые документы, чтобы скрыть прошлое. В любом случае переезд на постоянное жительство из одной сельской местности в другую до марта 1935 года являлся как бы “легальным” способом бегства, не запрещенным законом.
…В самой же инструкции по паспортной работе, введенной в действие 14 февраля 1935 года приказом № 0069 наркома внутренних дел СССР Г. Г. Ягоды, существовала масса юридических закавык, внешне (по форме) противоречивых, но включенных в документ сознательно с тем, чтобы дать местным царькам (от председателя колхоза или сельсовета до начальника районного управления милиции) возможность для безграничного произвола в отношении рядового колхозника. Единственным могущим возникнуть “ограничением” их всевластия был тот “высший интерес”, когда индустриальный молох вновь широко отверзал свою ненасытную пасть, требуя новых жертв. Только тогда приходилось отпускать крестьян в город по так называемому “оргнабору”…
…Правовое положение крестьянина в колхозную эпоху делало его изгоем в родной стране. И жить под таким психологическим прессом предстояло не только ему, но и его детям. По действующему примерному уставу сельхозартели (1935) членство в колхозе оформлялось подачей заявления с последующим решением о приеме на общем собрании артели. На практике правило это не соблюдалось по отношению к детям колхозников, которых по достижении ими шестнадцатилетнего возраста правление механически заносило в списки членов артели без их заявления о приеме. Получалось, что сельская молодежь не могла распоряжаться своей судьбой: не могла по собственному желанию после шестнадцати лет получить в райотделе милиции паспорт и свободно уехать в город на работу или учебу. Совершеннолетние молодые люди автоматически становились колхозниками и, следовательно, только в качестве таковых могли добиваться получения паспортов. Чем в большинстве своем кончались такие попытки, мы уже писали. Формально названная практика не была закреплена юридически в уставе сельхозартели. Фактически же колхозники становились подневольным сословием “из рода в род”….

Восстановление паспортной системы начинается лишь в 1932 году, когда ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».
В постановлении указываются причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах» - «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов»*.
*www.demoscope.ru/weekly/2002/093/arxiv01.php
В документе указывается очередность паспортизации – «охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы... [далее список городов]» и поручение «правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим постановлением и положением о паспортах».
Если вчитываться в документ становится ясно, что паспорта вводились в первую очередь для учета населения городов и рабочих поселков, а также с целью борьбы с преступностью.
В постановлении указываются причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах» - «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов»*.
*www.demoscope.ru/weekly/2002/093/arxiv01.php
В документе указывается очередность паспортизации – «охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы... [далее список городов]» и поручение «правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим постановлением и положением о паспортах».
Если вчитываться в документ становится ясно, что паспорта вводились в первую очередь для учета населения городов и рабочих поселков, а также с целью борьбы с преступностью.
Как интересно автор вчитался. :)
1. Паспорта ввели именно в 32 году почему? Потому что крестьяне ПОВАЛИЛИ из деревень из-за ГОЛОДА 32-33года. И ключевое слово здесь
в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов
под которыми голодные крестьяне и подразумевались.2 про действие паспортной системы и передвижение ниже щас сброшу.
3. про самолёты и танки, закупаемые колхозниками.
все до единой наши бабушки помнят медный тазик, "родовую перину" и самовар из детства-в деталях . На костюм работали год. крошки со стола до сих пор многие сгребают. О чём ты? Откуда ты?

ШАБАК сказал(а):
И как тебе пенсия у крестьян 12 и 36 рублей...
И как тебе пенсия у крестьян 12 и 36 рублей...
У моей бабушки-колхозницы из Сергачского "уезда" пенсия была 28 рублей и это уже при Брежневе! Выручал дед, который работал железнодорожником на станции "Сергач", а посему числился "пролетарием" и получал зарплату, которая не позволяла семье хотя бы сдохнуть с голоду... Ну и огород какую-то еду давал, как при раннем феодализме... Хотя за годы Совецкой власти как только над личными подворьями не изгалялись! То скотину такими налогами обложат, что ее дешевле заколоть (что все и сделали), то площадь огорода урежут, то фруктовые деревья заставляют вырубать - типа, их больше, чем положено... Поиздевались красные над крестьянами вдосталь...
даже для совка маловато...
Да уж...этточно...
было типичное крепостное право
Полностью согласен.

Эвона как краснопузые работать не давали, да скотинку заставляли резать. Так жутко было и беспросветно, что получив долгожданную свободу крестьяне демократической России настолько размахнулись, что стадо КРС сократилось в пять раз по сравнению с тоталитарным временем, а поголовье овец вернулось на уровень времён Екатерины. да и зерна свободные крестьяне собирают меньше, чем в РСФРС, зато вывозим - щясьтье-то какое!

БП - тебе говорят то, что были лично перенесено на обычном крестьянском горбу. И действительно были подобные нелепости вроде налогов на скотину, когда ее резали все подряд, и "планирование" огородов - все это было.
И пенсии в колхозах реально были копеечные. У меня у самого бабушка со стороны отца работала в Ковернинских колхозах - жила на старости лет в нищете фактически за счет детей. Другая работала в МВД - и всегда получаала хоть небольшую, но все равно ощутимую пенсию. Разница имхо налицо.
И пенсии в колхозах реально были копеечные. У меня у самого бабушка со стороны отца работала в Ковернинских колхозах - жила на старости лет в нищете фактически за счет детей. Другая работала в МВД - и всегда получаала хоть небольшую, но все равно ощутимую пенсию. Разница имхо налицо.

"нелепости вроде налогов на скотину" - а где-нибудь не было на неё налогов? Вон, в свободной Эстоооонии только что ввели налог на то, что коровы выделяют газы.
Пенсии копеечные - можно подумать, что в те же годы пенсии у фермеров вообще хоть какие-то были. Ещё раз говорю - государственная пенсия прибавлялась к пенсии колхозной.
Пенсии копеечные - можно подумать, что в те же годы пенсии у фермеров вообще хоть какие-то были. Ещё раз говорю - государственная пенсия прибавлялась к пенсии колхозной.

При всём уважении к ФП Головатому и другим, действительно сдававшим все сбережения для нужд фронта. Какая-то сюрреалистическая картина получается. Колхозник идёт на завод, покупает боевой самолёт, попутно переписывается со Сталиным.
Наверное, в тяжёлые дни боёв под Сталинградом, советская пропаганда немножко приукрасила. Правильно, в принципе, сделала.
Но и по официальной версии Ферапонт не был простым колхозником- первым вступил в колхоз, был председателем сельсовета, имел 14 ульев и т.д.
Но и даже если прянть всё за правду, Сталин действительно в 33 или 34 году разрешил колхозам продавать излишки, но уже после начавшегося голода, паспортизации и пр. Когда стало понятно, что крестьяне не саботируют и не симулируют, а действительно дохнут с голода и не могут работать совсем бесплатно.
В середине декабря 42 года Совинформбюро на весь мир распространило сенсационную новость: Саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый в помощь фронту, прямо на заводе, за собственные сбережения купил боевой самолет - истребитель ЯК-3 и подарил его летчику Сталинградского фронта-гвардии майору Еремину Борису Николаевичу.
Артель «Стахановец» находилась в Ново-Покровском районе Саратовской области. 15 декабря 1942 года Ферапонт Головатый отдал все свои личные сбережения — 100 000 рублей — на приобретение самолета для Красной Армии.
Ф. П. Головатый написал письмо Верховному Главнокомандующему. В письме говорилось: «...Провожая своих двух сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ — беспощадно бить немецких захватчиков, а со своей стороны обещал своим детям помогать им самоотверженным трудом в тылу... Советская власть сделала меня зажиточным колхозником, и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем, чем могу...»
В своем ответе И. В. Сталин писал Ф. П. Головатому: «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Краевой Армии и ее Воздушных силах. Красная Армия не забудет, [154] что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет.»
Артель «Стахановец» находилась в Ново-Покровском районе Саратовской области. 15 декабря 1942 года Ферапонт Головатый отдал все свои личные сбережения — 100 000 рублей — на приобретение самолета для Красной Армии.
Ф. П. Головатый написал письмо Верховному Главнокомандующему. В письме говорилось: «...Провожая своих двух сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ — беспощадно бить немецких захватчиков, а со своей стороны обещал своим детям помогать им самоотверженным трудом в тылу... Советская власть сделала меня зажиточным колхозником, и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем, чем могу...»
В своем ответе И. В. Сталин писал Ф. П. Головатому: «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Краевой Армии и ее Воздушных силах. Красная Армия не забудет, [154] что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет.»
Наверное, в тяжёлые дни боёв под Сталинградом, советская пропаганда немножко приукрасила. Правильно, в принципе, сделала.
Но и по официальной версии Ферапонт не был простым колхозником- первым вступил в колхоз, был председателем сельсовета, имел 14 ульев и т.д.
Но и даже если прянть всё за правду, Сталин действительно в 33 или 34 году разрешил колхозам продавать излишки, но уже после начавшегося голода, паспортизации и пр. Когда стало понятно, что крестьяне не саботируют и не симулируют, а действительно дохнут с голода и не могут работать совсем бесплатно.

Угу, прибавлялась... только вот колхозы разваливались десятками, и ничего в итоге не прибавилось. И колхозы были не обязаны что-то выплачивать. Денег лишних и так не было.
Так что говорите что угодно - хоть раз, хоть сто раз - но что было, то было.
Так что говорите что угодно - хоть раз, хоть сто раз - но что было, то было.

Беру своих бабок:
Новгородская область
Челябинская
Горьковская
Беру родных жены:
Горьковская
Кировская
Везде одна картина: трудовые мозоли и полуголодное существование в 30-40е
Так почему я дожен верить Сталинской конституции? Басням про танки и самолёты? и пр теоретической информации?
Другое дело: также поголовно все тепло вспоминают хрущёвско-брежневсикие времена: в село пошли деньги, с ними стали считаться как с людьми, ДК, стадионы, дороги, куча детишек и пр.
Но это уже другое время, мы говорим про времена введения паспорта. А это столь любимые тобой сталинские времена. Хруща же ты не очень . Не мешай всё в кучу.
Новгородская область
Челябинская
Горьковская
Беру родных жены:
Горьковская
Кировская
Везде одна картина: трудовые мозоли и полуголодное существование в 30-40е
Так почему я дожен верить Сталинской конституции? Басням про танки и самолёты? и пр теоретической информации?
Другое дело: также поголовно все тепло вспоминают хрущёвско-брежневсикие времена: в село пошли деньги, с ними стали считаться как с людьми, ДК, стадионы, дороги, куча детишек и пр.
Но это уже другое время, мы говорим про времена введения паспорта. А это столь любимые тобой сталинские времена. Хруща же ты не очень . Не мешай всё в кучу.

А покажи мне хоть одну страну, в которой в те времена не было подобного? даже в Америке, на территории которой не было войн фермеры миллионами дохли от голода. А чего ты хочешь, чтоб было у нас?

А покажи мне хоть одну страну, в которой в те времена не было подобного? даже в Америке, на территории которой не было войн фермеры миллионами дохли от голода. А чего ты хочешь, чтоб было у нас?
то есть ты признаёшь,что у нас миллионами дохли. И то ладно, а то всё кисельные реки -молочные берега или как там изображаешь.
а они пусть с собой сами разберутся. Я не думаю, что можно на основании одной ссылки в интернете признать наличие голодомора в америке.
Такого как у нас нигде в цивилизованном мире не было. Бенгалию и Сомали оставь в покое.
У нас до сих пор чётко прослеживаются провалы в демографии, связанные с голодом и войной-это легко проследить.

В той же цивилизованой америке тоже чётко прослеживаются провалы в демографии. в 18-19 году и в 30-е годы.
И как ты думаешь, когда аграрная страна в быстром темпе становится индустриальной - это легко и безболезненно происходит? Кстати - миллионы жертв голода в СССР в 30-х это сказка.
И как ты думаешь, когда аграрная страна в быстром темпе становится индустриальной - это легко и безболезненно происходит? Кстати - миллионы жертв голода в СССР в 30-х это сказка.

Такого как у нас нигде в цивилизованном мире не было. Бенгалию и Сомали оставь в покое.
Спуститесь с небес на землю. В 30-е годы Запад не считал нас цивилизованным миром. Да и сейчас не называет азиатами только из политкорректности.
Так чтоб без двойных стандартов - оставьте Россию вместе с Бенгалией и Сомали, господин либерал.

сам либерал :)
вообще куда увели от паспортов для колхозников. в бенгалию! так только либералы могут :))
Запад может нас относить куда угодно. Это дело не меняет.
Да и не считал он нас азиатами. Отсталыми, варварами-да. Но когда проиграли Японии в 1905 это для всего мира было первое серьёзное поражение Европейской Колониальной Державы перед страной 2го сорта.
Мы относимся к азии только в некоторых стихах да по по приколу.
европейская раса, менталитет, культура, религия, образ мыслей, язык. со своими особенностями ес-но.
И вообще по теме давай - про паспорта я чётко изложил. какая там демография в сша в 30е? При чём тут это? Господа балаболы. Да и если бы был провал тогда -он бы циклично повторялся до нашего времени (как у нас) а такого нет. так что хорош пи-ть.
вообще куда увели от паспортов для колхозников. в бенгалию! так только либералы могут :))
Запад может нас относить куда угодно. Это дело не меняет.
Да и не считал он нас азиатами. Отсталыми, варварами-да. Но когда проиграли Японии в 1905 это для всего мира было первое серьёзное поражение Европейской Колониальной Державы перед страной 2го сорта.
Мы относимся к азии только в некоторых стихах да по по приколу.
европейская раса, менталитет, культура, религия, образ мыслей, язык. со своими особенностями ес-но.
И вообще по теме давай - про паспорта я чётко изложил. какая там демография в сша в 30е? При чём тут это? Господа балаболы. Да и если бы был провал тогда -он бы циклично повторялся до нашего времени (как у нас) а такого нет. так что хорош пи-ть.

"Европейской Колониальной Державы" - красивое слово, только вот колоний у России не было. матчасть учить надо.

сам либерал :)
Ну и что? Бешеный прапор - вообще демократ! Просто демократия демократии тоже рознь ;)
Запад может нас относить куда угодно. Это дело не меняет.
Так и речь-то не совсем о нас. Может из жертв голода вычтем хотя бы российскую колонию - Украину. Заметьте - про колонию копирайт не мой, и даже не Ваш, а украинский :)
Да и не считал он нас азиатами. Отсталыми, варварами-да.
Цивилизованные не-азиаты варвары, ага. Верхняя Вольта с ракетами.
Мы относимся к азии только в некоторых стихах да по по приколу.
европейская раса, менталитет, культура, религия, образ мыслей, язык.
европейская раса, менталитет, культура, религия, образ мыслей, язык.
Вы "Зиг хайль" добавить не забыли? Впрочем, это для них, для точно-не-азиатов, у нас "Слава Роду" вроде…
И вообще по теме давай - про паспорта я чётко изложил. какая там демография в сша в 30е?
Вкратце - плохая. В перемешку с геноцидом негров и индейцев.
При чём тут это?
А при чём тут голод? Может попытка удержать работников на земле — ничто иное как борьба с голодом? Тогда что в этом плохого?
Да и если бы был провал тогда -он бы циклично повторялся до нашего времени
Вы полагаете он не повторяется? Или смотрите статистику с учетом приехавших на жительство в США после обсуждаемых событий? По-моему - ежу ясно что подобным образом объективных данных не получишь.
(как у нас)
Ну и....? Как? С учётом войны - как? Я понимаю что Вам легче других обвинять в балабольстве! Чтож: попытайтесь скрыть своё.

не буду размазываться по всей мировой истории :)
Вопрос: За что большевики отбирали у колхозников паспорта?
Ответ:
обустроить государственное крепостное право
1.закрепить в деревне ту часть крестьян, которая необходима для производства продовольствия.
2.обеспечить возможность беспрепятственно перекачивать излишки рабсилы из деревни и из городов на стройки пятилетки, расположенные в глухих местах, куда по доброй воле мало кто хотел ехать.
3.очистить центральные города от нежелательных элементов (так в москву с 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. слиняло 528 300 счастливых колхозников)
В общем, пресечь незапланированные перемещения по стране преимущественно голодного населения, которое рассматривается исключительно как рабочая сила и обеспечить возможность манипулировать большими массами населения в целях решения экономических задач.
Вопрос: За что большевики отбирали у колхозников паспорта?
Ответ:
обустроить государственное крепостное право
1.закрепить в деревне ту часть крестьян, которая необходима для производства продовольствия.
2.обеспечить возможность беспрепятственно перекачивать излишки рабсилы из деревни и из городов на стройки пятилетки, расположенные в глухих местах, куда по доброй воле мало кто хотел ехать.
3.очистить центральные города от нежелательных элементов (так в москву с 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. слиняло 528 300 счастливых колхозников)
В общем, пресечь незапланированные перемещения по стране преимущественно голодного населения, которое рассматривается исключительно как рабочая сила и обеспечить возможность манипулировать большими массами населения в целях решения экономических задач.

ещё, наверное, 4- про кровавую гэбню не сказал
4. прекратить побеги населения из вымирающих районов и таким образом скрыть информацию о голоде.
4. прекратить побеги населения из вымирающих районов и таким образом скрыть информацию о голоде.

БГ. сказал(а):
3.очистить центральные города от нежелательных элементов (так в москву с 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. слиняло 528 300 счастливых колхозников).
3.очистить центральные города от нежелательных элементов (так в москву с 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. слиняло 528 300 счастливых колхозников).
Откуда такие феерические данные - не из тайных ли архивов? Имея в виду население тогдашней Москвы получается, что каждый третий в Москве тогда был беглым колхозником... Кстати - чего они ели в Москве, в чужом городе, да при карточной системе? )))
Опять же, когда почитаешь Шульгина про то, как он конспиративно пробрался в СССР в те годы тоже становится неясно - он пишет, что Москва "полна жидков" - может это те самые бежавшие от голода крестьяне?

цифры из справки Управления Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ председателю Совнаркома Молотову от 27 августа 1933 г "О результатах паспортизации гг. Москвы и Ленинграда".
изыини оригинал не могу отдать.
изыини оригинал не могу отдать.

цифры из справки Управления Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ председателю Совнаркома Молотову от 27 августа 1933 г "О результатах паспортизации гг. Москвы и Ленинграда".
изыини оригинал не могу отдать.
изыини оригинал не могу отдать.

Цитируем известного фальсификатора Берковича? Та же степень достоверности, что и у Солженицына, то есть практически нулевая.
→ За что большевики отбирали у колхозников паспорта?
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Примеси железа в воде | 0 | Топа3 | 06.08.2025 в 18:21 Топа3 |
Работа в Газпроме | 0 | Топа3 | 03.08.2025 в 15:59 Топа3 |
Рекомендую хорошую гадалку | 3 | tatanaustugova | 01.08.2025 в 13:59 ramzanovao |
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape | 0 | ViktoriaDemchuk12 | 12.07.2025 в 16:01 ViktoriaDemchuk12 |
офисы в аренду в Москве | 0 | litifa | 10.07.2025 в 16:13 litifa |