Общество
Отзыв на фильм "Черная молния"

Увидев в заставке нашу многострадальную планету, опоясанную названием заморской киностудии Universal, я почему-то сразу вспомнил отрыжку американо-российской дружбы, прозванную в народе «Книга мастеров». Из глубин памяти моей, аки черт из табакерки, выпрыгнул Гоша Куценко, одним своим присутствием способный деклассировать любой киношный продукт. Тлеющим угольком в «буржуйке» моего киносознания теплилось лишь имя продюсера, некогда срежиссировавшего несуразный «Ночной…», но весьма ничего себе «Дневной…» «дозоры», и сумевшего, между прочим, посадить за руль «жигуленка» насиликоненную Анжелку Жолину (жинку Бени Питерского, нарожавшую ему целое стадо вьетнамских детей). Поэтому, пусть и слабая, но надежда на то, что полтора часа просмотра не будут считаться вычеркнутыми из жизни, все же имела место быть.
Когда под финальные титры Сашка Рыбак (да, тот самый, пидорковатый норвежский белорус, бренчащий своей скрипкой из каждого ведра после победы на московском Евровидении) затянул заунывно «Я не верююю в чудесааааа…», мне захотелось с ним не согласиться. Хотя бы отчасти. Если бы современное российское кино выходило из своего перманентного кризиса такими же темпами, какими прогрессируют картины Тимура Бекмамбетова, то мы бы уже лет десять, как имели бы счастье не ходить в кино на куценок, заворотнючек и бондарчуков, а может даже кто-нибудь и снял бы фильм, хотя бы издали напоминающий, ну, к примеру, «Форреста Гампа» или «Знакомьтесь, Джо Блек».
Сказать о фильме исключительно в положительном тоне можно лишь не смотрев его. Я же скажу о нем всякое.
Сначала о том, что понравилось. Прежде всего, операторская работа. Наконец-то, наши научились держать камеру двумя руками и фокусировать кадры на действительно важных деталях, а не на белозубой улыбке гламурных афганских прапоров, выдавая это все за особенности российской школы киноискусства (а не за свою безалаберность и отсутствие какого-нибудь профессионализма). Второй момент – это, безусловно, спецэффекты. Пожалуй, «Черная молния» наряду с санаевским «На игре» чуть ли не единственные российские фильмы (из последних), в которых создатели не злоупотребляют гигабайтами графики, впихивая их в каждый кадр, лишь за тем, чтобы догнать и перегнать заклятых друзей из-за океана, доказывая, что мы, мол, тоже «ничего себе»!
Третий кит, на котором зиждется «ЧМ», это актерский состав. Как всегда, хорош Вержбицкий в роли Главного Босса, которого нужно завалить в самом конце фильма. В этом амплуа он запал мне в душу еще со времен Завулона, тягающего синие треники в «Дневном дозоре» – такой же спокойный, хладнокровный и уравновешенный. Но если разозлится, то кроме обрусевшего Человека-Паука на подержанной тачке справиться с ним никто не сможет. Хорош и Гармаш в роли отца старой закалки, пытающегося доказать сыну, что плевать на окружающих, попавших в беду, все-таки не стоит. В итоге сумевшему подтвердить свою теорию лишь ценой собственной жизни (кстати, еще один актив в очко этому фильму за смерть на экране –
в течение полутора часов я узрел лишь одну гибель, но гибель чрезвычайно символичную и крайне судьбоносную). Что касается молодых актеров, то самым неубедительным оказался Иван Жидков, играющий эдакого «мажорчика» на «реальном мерине», которому при всех своих возможностях и качествах («Я везде нарасхват!») так и не удалось с первого наскока охмурить лимитчицу из Нижнего (я, честно говоря, не понял, Новгорода или Тагила). К главному герою и его пассии особых претензии нет – к молодежи нужно относиться снисходительней. Они свою роль еще найдут и сыграют. Надо же с чего-то начинать.
А теперь, «по Борщову». Т.е. о тех моментах, которые данный продукт портят. Прежде всего, это бич отечественного кино – реклама. Провайдер Yota, Мой Мир на Mail.ru, водка «Русский стандарт», Первый канал с выпуском новостей – вот далеко не полный перечень торговых марок, промеж которых режиссеру удалосьвпихнуть пусть и слабый, но сюжет. А как его иначе охарактеризовать? К примеру, мне не ясно, каким образом сын водителя трамвая умудрился поступить в МГИМО? Как он мог завести дружбу с мажором, разъезжающим на последней версии представителя немецкого автопрома? Какие у них оказались общие интересы? Почему понаехавшие в Москву студентки из Нижнего такие целомудренные и на первом свидании после шикарного ресторана целуют в щечку, а не в десна? Почему Лужков не догадался поднять в небо военную авиацию для перехвата НЛО?
Летающий автомобиль – ГАЗ-21, или иначе «Победа» – в конце фильма сражается с летающим БМВ и побеждает его. Символично. Прямо как в сорок пятом.
Символична также и цена на немецкий автомобиль, указанный на сайте официального дилера в рублях (намек на покупку концерна Opel Сбербанком?).
Через каждое предложение звучит «нано-двигатель», «нано-топливо» и т.д. «Победа», как один из символов былой Империи в купе с нано-технологиями, за которыми будущее по утверждению участников Кремлевского Тандема, намекает на то, что мощь, которой обладал СССР, вернется в Россию только в случае упора на методики с приставкой «нано-».
А слоган «Как у Путина!» – венец всему! Ибо по определению, ВВП, будучи истинным чекистом и патриотом, плохого не посоветует.
Но, не смотря на все недостатки этой картины, с уверенностью могу сказать, что «ЧМ» не самый плохой фильм, который мне доводилось смотреть за последнее время. Если располагаете полутора часами свободного времени, то не поленитесь – сходите в кино или скачайте его из Сети. Фильм, который обошелся в прокате без Лысого Шнобеля, уже достоин того, чтобы на него обратили внимание.
http://blogs.mail.ru/bk/hans532/48663141E6C9AC22.html
Когда под финальные титры Сашка Рыбак (да, тот самый, пидорковатый норвежский белорус, бренчащий своей скрипкой из каждого ведра после победы на московском Евровидении) затянул заунывно «Я не верююю в чудесааааа…», мне захотелось с ним не согласиться. Хотя бы отчасти. Если бы современное российское кино выходило из своего перманентного кризиса такими же темпами, какими прогрессируют картины Тимура Бекмамбетова, то мы бы уже лет десять, как имели бы счастье не ходить в кино на куценок, заворотнючек и бондарчуков, а может даже кто-нибудь и снял бы фильм, хотя бы издали напоминающий, ну, к примеру, «Форреста Гампа» или «Знакомьтесь, Джо Блек».
Сказать о фильме исключительно в положительном тоне можно лишь не смотрев его. Я же скажу о нем всякое.
Сначала о том, что понравилось. Прежде всего, операторская работа. Наконец-то, наши научились держать камеру двумя руками и фокусировать кадры на действительно важных деталях, а не на белозубой улыбке гламурных афганских прапоров, выдавая это все за особенности российской школы киноискусства (а не за свою безалаберность и отсутствие какого-нибудь профессионализма). Второй момент – это, безусловно, спецэффекты. Пожалуй, «Черная молния» наряду с санаевским «На игре» чуть ли не единственные российские фильмы (из последних), в которых создатели не злоупотребляют гигабайтами графики, впихивая их в каждый кадр, лишь за тем, чтобы догнать и перегнать заклятых друзей из-за океана, доказывая, что мы, мол, тоже «ничего себе»!
Третий кит, на котором зиждется «ЧМ», это актерский состав. Как всегда, хорош Вержбицкий в роли Главного Босса, которого нужно завалить в самом конце фильма. В этом амплуа он запал мне в душу еще со времен Завулона, тягающего синие треники в «Дневном дозоре» – такой же спокойный, хладнокровный и уравновешенный. Но если разозлится, то кроме обрусевшего Человека-Паука на подержанной тачке справиться с ним никто не сможет. Хорош и Гармаш в роли отца старой закалки, пытающегося доказать сыну, что плевать на окружающих, попавших в беду, все-таки не стоит. В итоге сумевшему подтвердить свою теорию лишь ценой собственной жизни (кстати, еще один актив в очко этому фильму за смерть на экране –
в течение полутора часов я узрел лишь одну гибель, но гибель чрезвычайно символичную и крайне судьбоносную). Что касается молодых актеров, то самым неубедительным оказался Иван Жидков, играющий эдакого «мажорчика» на «реальном мерине», которому при всех своих возможностях и качествах («Я везде нарасхват!») так и не удалось с первого наскока охмурить лимитчицу из Нижнего (я, честно говоря, не понял, Новгорода или Тагила). К главному герою и его пассии особых претензии нет – к молодежи нужно относиться снисходительней. Они свою роль еще найдут и сыграют. Надо же с чего-то начинать.
А теперь, «по Борщову». Т.е. о тех моментах, которые данный продукт портят. Прежде всего, это бич отечественного кино – реклама. Провайдер Yota, Мой Мир на Mail.ru, водка «Русский стандарт», Первый канал с выпуском новостей – вот далеко не полный перечень торговых марок, промеж которых режиссеру удалосьвпихнуть пусть и слабый, но сюжет. А как его иначе охарактеризовать? К примеру, мне не ясно, каким образом сын водителя трамвая умудрился поступить в МГИМО? Как он мог завести дружбу с мажором, разъезжающим на последней версии представителя немецкого автопрома? Какие у них оказались общие интересы? Почему понаехавшие в Москву студентки из Нижнего такие целомудренные и на первом свидании после шикарного ресторана целуют в щечку, а не в десна? Почему Лужков не догадался поднять в небо военную авиацию для перехвата НЛО?
Летающий автомобиль – ГАЗ-21, или иначе «Победа» – в конце фильма сражается с летающим БМВ и побеждает его. Символично. Прямо как в сорок пятом.
Символична также и цена на немецкий автомобиль, указанный на сайте официального дилера в рублях (намек на покупку концерна Opel Сбербанком?).
Через каждое предложение звучит «нано-двигатель», «нано-топливо» и т.д. «Победа», как один из символов былой Империи в купе с нано-технологиями, за которыми будущее по утверждению участников Кремлевского Тандема, намекает на то, что мощь, которой обладал СССР, вернется в Россию только в случае упора на методики с приставкой «нано-».
А слоган «Как у Путина!» – венец всему! Ибо по определению, ВВП, будучи истинным чекистом и патриотом, плохого не посоветует.
Но, не смотря на все недостатки этой картины, с уверенностью могу сказать, что «ЧМ» не самый плохой фильм, который мне доводилось смотреть за последнее время. Если располагаете полутора часами свободного времени, то не поленитесь – сходите в кино или скачайте его из Сети. Фильм, который обошелся в прокате без Лысого Шнобеля, уже достоин того, чтобы на него обратили внимание.
http://blogs.mail.ru/bk/hans532/48663141E6C9AC22.html

Фильма вполне себе хорошая - на все деньги. В отличии от всяческих Бондрочуков, бекбамбетов всё же умеет снимать качественно и за небольшие деньги.

Нет. Фильм мне понравился. Хороший такой фильм, душевный. Опять же, при наличии огромного количества спецэффектов стоит дешевле уродской ленты "Царь".

jasper-foter написал(а)
Одноразовый фильм!
Одноразовый фильм!
Как и любой фильм того же жанра: бэтмэн, супермэн, человек-паук и т.д.

Помятуя предыдущие "шедевры" Бекбамбетова, зажал 250 рэ. Да и времени жалко. Не люблю и Бондарчука, хотя его фильм по Стругацким смотрел с удовольствием. Плохо только то, что в России в основном снимается и крутится в кинотеатрах ировое кино.

Спасибо, отзыв интересный. Гораздо интереснее самого фильма.
Теперь можно писать отзывы на кинофоруме, надеюсь на ваше активное участие ;)
По фильму - ну, разик посмотреть можно, но в кинотеатр на ЭТО идти - ни в коем случае.
Теперь можно писать отзывы на кинофоруме, надеюсь на ваше активное участие ;)
По фильму - ну, разик посмотреть можно, но в кинотеатр на ЭТО идти - ни в коем случае.

Мнение перекликается с топиком.
Детская сказка в стиле "ихних супергероев". Типа, это самолет? Или ракета? НЕТ! ЭТО СУ…. ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ!…. Днем он студент, вечером он такси…. супергерой….. короче, где-то я это уже видел, и не раз….
Мне, как человеку немного технически грамотному, это слово "нано" режет уши… Куда только его не засовывают…. мода…. Это как гель для унитаза, уничтожающий опасный свиной грипп…. Видимо, пипель хавает….
Ну а так, в целом, фильм не плохой…. Можно даже сказать добрый…. Только не описывать его в одном топике с Форрестом Гампом, это уже…. не смешно…. класс больно разный…
Детская сказка в стиле "ихних супергероев". Типа, это самолет? Или ракета? НЕТ! ЭТО СУ…. ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ!…. Днем он студент, вечером он такси…. супергерой….. короче, где-то я это уже видел, и не раз….
Мне, как человеку немного технически грамотному, это слово "нано" режет уши… Куда только его не засовывают…. мода…. Это как гель для унитаза, уничтожающий опасный свиной грипп…. Видимо, пипель хавает….
Ну а так, в целом, фильм не плохой…. Можно даже сказать добрый…. Только не описывать его в одном топике с Форрестом Гампом, это уже…. не смешно…. класс больно разный…

Ну с Форрестом, конечно, сравнивать нельзя!
А то что нано приплели - это типа дань моде или политзаказ!)))
А то что нано приплели - это типа дань моде или политзаказ!)))

Бекламбетов берет деньги на съемки не из бюджета, как тот же Бондарчук, а у часных инвесторов (реклама брендов в фильме),
так что про политзаказ, надо думать, не к нему.
Возможно поэтому Бекламбетов и "отрабатывает" деньги на все 100%.
так что про политзаказ, надо думать, не к нему.
Возможно поэтому Бекламбетов и "отрабатывает" деньги на все 100%.

Вот статья про него хорошая:
Проблема Бекмамбетова
С Тимуром Бекмамбетовым в российскую киноиндустрию пришли большие деньги. Почему показатели его последнего проекта оказались такими скромными?
Валерий Игуменов | 09 февраля 2010 18:35
Тимур Бекмамбетов
Что скорее оценит русский зритель: историю о том, как простой московский студент становится супергероем и борется со злодеями на улицах российской столицы, или о том, как американские парни воюют с аборигенами вымышленной планеты? В середине декабря 2009 года для режиссера Тимура Бекмамбетова не было вопроса главнее. Через две недели на экраны выходил боевик «Черная молния» — первый его самостоятельный продюсерский проект с бюджетом $15 млн. Но уже состоялась мировая премьера американского блокбастера «Аватар», и волна интереса к фильму Джеймса Кэмерона грозила смыть всех конкурентов.
Бекмамбетов пока еще не знает, каковы масштабы бедствия. В Москве морозы, на длинной застекленной террасе останкинского ресторана «Твин Пигс» пусто и прохладно, Тимур кутается в куртку и разговаривает по телефону с одним из своих сотрудников: «Как идет [«Аватар»]? Что люди говорят? Может, нам поагрессивнее пойти, еще копий сделать…» С утра он уже дал несколько интервью, после нашей встречи у него съемки на телевидении, затем снова интервью и встречи — и так две недели подряд, до премьеры «Черной молнии». Обращаясь к корреспонденту Forbes, Бекмамбетов, хитро улыбаясь, замечает: «Я думаю, что люди все-таки больше хотят смотреть кино про себя, чем кино про голубых человечков». Он дал единственно возможный в его положении ответ. И — ошибся.
Тимур Бекмамбетов: творческая биография
http://www.forbesrussia.ru/article/42363-timur-bekmambetov-tvorcheskaya-biografiya
Кино и деньги
http://www.forbesrussia.ru/article/42366-kino-i-dengi
До «Черной молнии» карьера Бекмамбетова шла по нарастающей. Кассовые сборы пяти его последних фильмов по всему миру составили почти $500 млн — примерно ту же сумму собрало все российское кино за последние четыре года. Сравнение не вполне корректное: $346 млн из этого полумиллиарда пришлось на долю Wanted (в российском прокате «Особо опасен»), снятого Бекмамбетовым в США для кинокомпании Universal. Но даже если не брать в расчет голливудский фильм, Бекмамбетов снял три из пяти самых кассовых российских картин, а его «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) до начала 2010 года удерживала планку первенства по количеству денег, которые смогли собрать в России любые фильмы, включая иностранные.
Бекмамбетов с самого начала сделал ставку на коммерческий успех. Уроженец казахского города Гурьева (сейчас Атырау), в 1987 году он окончил Ташкентский театрально-художественный институт, а в 1989-м переехал в Москву, где начал заниматься новым, но быстро развивающимся бизнесом — производством рекламы. В 1991 году Тимур снял свой первый фильм «Пешаварский вальс», посвященный афганской войне; картина взяла пару фестивальных призов, но денег Бекмамбетову не принесла. Куда более успешным стал запущенный чуть позже проект рекламных роликов для банка «Империал». Реклама этому банку была ни к чему — он практически не работал с розничными клиентами, но основатель «Империала» Сергей Родионов любил тратить деньги со вкусом. Он оплатил 18 исторических роликов, которые многие помнят до сих пор: разговаривающий с камнями Чингисхан, не прикасавшийся к еде «до первой звезды» Суворов и Цезарь, успевающий прийти в Сенат «с точностью до секунды». «На фоне унылого телевизионного пространства это был настоящий прорыв: поразительные, дорогие, качественные ролики, настоящие микрофильмы, и Тимур уже тогда стал большой фигурой», — вспоминает бывший гендиректор «СТС-Медиа», кинопродюсер Александр Роднянский.
Возможно, эти ролики сыграли решающую роль, когда продюсеры Первого канала Константин Эрнст и Анатолий Максимов в 2002 году задумали экранизировать роман российского фантаста Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Роднянский говорит, что Бекмамбетов был выбран Первым каналом на роль создателя фильма как «бескомпромиссно коммерческий режиссер, не отравленный никакого рода амбициями и сантиментами авторского кинематографа, но при этом технологически блистательный профессионал». Амбиций хватало у Эрнста с Максимовым, которые на основе гулявшего по рукам уже несколько лет проекта фильма с рабочим названием «Москва вампирская» решили сделать первый «русский блок- бастер».
Над очевидной несочетаемостью слов «русский» и «блокбастер» тогда много иронизировали. Скептически были настроены не только журналисты, но и прокатчики. Российские фильмы в начале 2000-х не могли собрать денег, хоть сколько-нибудь сопоставимых со сборами голливудских картин: это были две разные лиги. Тем не менее Первый канал вложил в проект значительные по тем временам $3 млн и еще $4 млн потратил на его продвижение, делавшееся по всем голливудским канонам, включая диковинный для российского зрителя продакт-плейсмент (прямую рекламу товаров в кинофильме). Бекмамбетов стал режиссером, а производство фильма взяла на себя его компания Bazelevs Production, до этого занимавшаяся в основном съемкой рекламы.
В июле 2004 года «Ночной дозор» вышел в прокат и примерно за месяц собрал в кинотеатрах России немыслимые $16,2 млн, обойдя по сборам фаворита киносезона — фильм «Властелин колец: возвращение короля». Сразу отбить потраченные на «Дозор» деньги, правда, не удалось: в России 50% сборов традиционно забирают кинотеатры, еще 10–15% — прокатчик, в данном случае компания «Гемини», официальный дистрибьютор XX Century Fox. После вычета затрат на производство и продвижение фильма не удалось даже выйти в ноль, но затем — совершенно неожиданно — еще около $16 млн принес прокат фильма в странах СНГ, и «Ночной дозор» в итоге окупился. Голливудский мейджор XX Century Fox, воодушевившись, организовал даже небольшой прокат фильма в США, где он собрал всего около $1 млн, но заслужил достаточно благосклонные отзывы критики, которая, правда, назвала наш главный блокбастер «стильным малобюджетным арт-хаусным проектом про вампиров».
«Для Кости [Эрнста], наверное, это был вопрос интересов канала, социальной значимости, репутации, первооткрывательства и так далее, а мне важно было сделать что-то а) новое и б) очень эффективное», — поясняет Бекмамбетов. Это ему удалось вполне: на тот момент почти 100% российских фильмов приносили убытки, а коммерческий успех «Дозора» показал, что кино может быть прибыльным. «Была общая картина рынка, и были мы — два разных мира», — говорит Бекмамбетов. Вышедшее в 2005 году продолжение «Дневной дозор» с общим бюджетом около $10 млн, большую часть которых также вложил Первый канал, собрало уже $33 млн в одной России. «Прибыль была в районе 30%», — говорит режиссер.
Именно после «Дозоров» компания Bazelevs решила поставить производство фильмов на поток: разрабатывались бизнес-планы, велись переговоры с потенциальными инвесторами. Но в этот момент режиссерская карьера Бекмамбетова сделала еще один рывок: в 2006 году голливудская кинокомпания Universal позвала его снимать фильм Wanted. Американцы заметили Бекмамбетова благодаря «Дозорам», а приглашать в «большое кино» режиссеров малобюджетных фильмов тогда входило в моду: «Властелина колец» доверили новозеландскому создателю хорроров Питеру Джексону, нового «Бэтмана», а также «Гарри Поттера» (начиная с третьего фильма) тоже отдали не дорогим голливудским мэтрам, а режиссерам, снимавшим независимое кино.
Заграничный успех
В 2007 году Бекмамбетов занимался сразу двумя фильмами, их съемки шли в Праге практически одновременно: Wanted для Universal и продолжение культового советского фильма «Ирония судьбы» для Первого канала, в котором он впервые выступил в качестве сопродюсера, а не только режиссера, как раньше. Фильм уникален по структуре бюджета: около $2,2 млн, или 45% всех денег, потраченных на его производство, были привлечены за счет продакт-плейсмента, во многом благодаря усилиям маркетингового отдела Bazelevs (в фильме упоминались бренды «Билайн», «Русский стандарт», Calve, Toyota и др.). «Нас тогда много ругали, но это была необходимость, потому что я предпочитаю брать деньги с брендов, а не у государства», — говорит Бекмамбетов. Фильм с общим бюджетом $10 млн вышел перед Новым, 2008 годом, собрал около $50 млн и занял первое место по сборам в российском прокате (его удалось обогнать лишь «Аватару»).
Успех же Wanted стал просто ошеломительным. Изначальный бюджет фильма планировался около $45 млн, по голливудским меркам — крепкий середнячок. Universal долго не хотела утверждать на главную роль предложенного Бекмамбетовым молодого актера Джеймса Макэвоя, сомневаясь в его способности «обеспечить кассу»: переговоры шли около года, но в итоге Тимуру удалось отстоять свою позицию. В чем была загвоздка? «Там очень бюрократизированный мир, — описывает Бекмамбетов голливудские нравы, — очень похоже на Советский Союз: большие студии, длинные планы, вертикаль власти, чтобы получить любое решение, нужно пройти множество этапов». Бекмамбетов смог убедить голливудских бюрократов в перспективности Wanted, и те подтянули в фильм тяжелую артиллерию — мегазвезд Анджелину Джоли и Моргана Фримена. Итоговый бюджет вырос до $170 млн, но фильм собрал в два раза больше, стал самым удачным проектом Universal в 2008 году и 89-м в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа (соседи — «Люди в черном» и «Парк юрского периода — 3»).
Не меньшим успехом для Бекмамбетова стало и то, что Universal еще до премьеры Wanted подписала с фирмой Bazelevs соглашение, по которому та производит фильмы в России, а Universal занимается их продвижением и прокатом. Первым проектом стала как раз «Черная молния», где Бекмамбетов впервые выступил не в роли режиссера, а как единственный продюсер.
Вместе с командой Bazelevs Бекмамбетов собирал деньги на «Молнию». Часть средств поступила за счет продакт-плейсмента (на этом студия может заработать до $3 млн в зависимости от итогового числа зрителей, примерно по доллару на человека). Остальное — деньги «закрытого клуба частных инвесторов», говорит управляющий директор Bazelevs Никита Трынкин. Называть этих людей студия отказывается, участники рынка уверены, что в основном это российские бизнесмены, хорошо знающие Бекмамбетова со времен его рекламной деятельности. «Черная молния» собрала в итоге внушительный маркетинговый бюджет — $7 млн, из которых $5,5 млн составили деньги Universal, остальное — партнерские программы, в том числе с «Газпромом». Сюжет фильма, напоминающий комиксы вроде «Человека-паука», был нацелен на самую активную молодую аудиторию, время выхода — самое подходящее, новогодние праздники, спецэффекты на отличном уровне. По всем расчетам фильм должен был «выстрелить», но этого не произошло.
Что помешало «Черной молнии»
«Мы рассчитывали собрать в России от $30 млн и выше, но уже сейчас понятно, что этого не произойдет», — говорил Трынкин в середине января. Фильм достаточно удачно стартовал, собрав в первый уик-энд около $9,4 млн, на уровне «Дозоров», но затем сборы начали падать: с 31 декабря по 10 января они составили около $17 млн.
Провал? Как посмотреть. «Мы уверены, что фильм окупится, точка безубыточности по сборам для него $20 млн, которые он заработает», — уверен Трынкин. Кроме того, можно надеяться и на прибыль: впереди прокат в других странах, продажи DVD, поступления от продакт-плейсмента. К тому же права на показ «Молнии» уже купил канал СТС за $1,5 млн. Но повторить успех проектов Бекмамбетова-режиссера «Черной молнии» вряд ли удастся. Почему? Отчасти помешал невероятный успех «Аватара», который вышел на экраны на две недели раньше. «Мы рассчитывали, что к Новому году сборы «Аватара» уже начнут падать, зрители пойдут на другие фильмы, а они не упали», — говорит Трынкин.
Участники рынка уверены, что проблема не только в блокбастере Кэмерона. «Всегда бывает какой-нибудь «Аватар», — говорит Роднянский. — Но это же был единственный русский фильм на Новый год, у него были все шансы на успех». Продюсер Джаник Файзиев (фильмы «Турецкий гамбит» и «Адмиралъ») считает, что одна из главных проблем как раз в том, что «Черная молния» — русский фильм: «Огромное количество вышедших за последнее время российских фильмов были обращены, как в русской сказке, к лесу передом, а к зрителю задом».
Российскую киноиндустрию погубил поток нефтедолларов, которыми она обильно кормилась, уверен один из известнейших российских кинопродюсеров, попросивший не называть его имя. «Минкульт выделял по $100 млн в год на кино, просто дарил в среднем по $1 млн на фильм, все на этом кормились, — говорит продюсер. — Освоил деньги, заплатил кинотеатру, чтобы тот провел хоть пару сеансов, обеспечил несколько рецензий в прессе, и все, никакие сборы никого не волнуют». Партнер Эрнста, продюсер Анатолий Максимов констатирует: репутация российского кино сейчас даже хуже, чем была до «Ночного дозора». «Тогда на русское кино смотрели как на отечественную кофточку в сравнении с иностранной: Русское? Не берем! Но сейчас это уже не кофточка, а просто какие-то лохмотья», — говорит Максимов.
Российское кино по определению не может рассчитывать на сборы порядка $40 млн и выше, на это можно только надеяться как на чудо, уверен Роднянский. Успех проектов Бекмамбетова с Первым каналом вовсе не обязательно повторится, достаточно вспомнить судьбу масштабных и активно рекламировавшихся на центральных каналах фильмов «Обитаемый остров» и «Стиляги», которые не смогли даже окупить затрат. «Если русские фильмы будут жить в логике чистого бизнеса, то нужно делать фильмы за миллион-полтора долларов — трэшевые комедии», — считает Роднянский.
Даже если «Черная молния» не принесет прибыли, для Bazelevs это не станет катастрофой. В составе компании до сих пор действует успешное рекламное подразделение, выручка которого составляет $10 млн в год, и сервисное подразделение, производящее спецэффекты для других фильмов (того же Wanted), которое по итогам 2009-го обеспечило еще $5 млн. В целом выручка Bazelevs по итогам 2009 года составила около $20 млн, а в следующие два года она должна увеличиться в 1,5 раза за счет уже имеющихся проектов.
Бекмамбетов-продюсер не собирается сдаваться. В планах компании — съемки продолжения «Черной молнии» с тем же бюджетом, что и у первого фильма, а осенью 2010-го выходит комедия «Колотилов». Всего же у Bazelevs около 15 проектов. Среди них, например, фантастический фильм Darkest Hour от киностудии Universal с бюджетом $25 млн (жители России и США защищают Москву от инопланетного вторжения). Следующий проект, о котором пока известно только то, что это мультфильм с бюджетом $30 млн по одному из известнейших литературных первоисточников, будет уже полностью англоязычным. Территория для проката — весь мир. «Наша стратегия — окупаться на русском рынке и иметь весь мир в качестве бонуса», — говорит Бекмамбетов.
Режиссерской работы у него тоже достаточно. «Вот закончим с «Черной молнией», и я пойду снимать кино», — говорит Тимур. Он хочет собрать в Bazelevs команду, которая будет полностью заниматься всеми вопросами кинобизнеса с той же степенью самостоятельности, которой обладает ее рекламное подразделение: какие-то фильмы Бекмамбетов сможет снимать сам, какие-то —продюсировать. Но план на ближайшее время — вернуться в Лос-Анджелес, чтобы приступить к работе над продолжением Wanted. Бюджет второй части определили в $150 млн, и ради такого случая Universal решилась оживить погибшую в конце первого фильма героиню Джоли. Сразу после Wanted-2 Бекмамбетов берется за не менее масштабный «Моби Дик» по роману Германа Мелвилла. Так что времени на то, чтобы горевать о недостаточных сборах «Черной молнии», у него просто не будет. Отпуск? «Где-то неделя в году, — смеется режиссер. — Обычно сижу и звоню всем по телефону или сценарии читаю». При его графике на более продолжительный отпуск в ближайшие годы можно не рассчитывать.
http://www.forbesrussia.ru/stil-zhizni/afisha/42335-problema-bekmambetova
С Тимуром Бекмамбетовым в российскую киноиндустрию пришли большие деньги. Почему показатели его последнего проекта оказались такими скромными?
Валерий Игуменов | 09 февраля 2010 18:35
Тимур Бекмамбетов
Что скорее оценит русский зритель: историю о том, как простой московский студент становится супергероем и борется со злодеями на улицах российской столицы, или о том, как американские парни воюют с аборигенами вымышленной планеты? В середине декабря 2009 года для режиссера Тимура Бекмамбетова не было вопроса главнее. Через две недели на экраны выходил боевик «Черная молния» — первый его самостоятельный продюсерский проект с бюджетом $15 млн. Но уже состоялась мировая премьера американского блокбастера «Аватар», и волна интереса к фильму Джеймса Кэмерона грозила смыть всех конкурентов.
Бекмамбетов пока еще не знает, каковы масштабы бедствия. В Москве морозы, на длинной застекленной террасе останкинского ресторана «Твин Пигс» пусто и прохладно, Тимур кутается в куртку и разговаривает по телефону с одним из своих сотрудников: «Как идет [«Аватар»]? Что люди говорят? Может, нам поагрессивнее пойти, еще копий сделать…» С утра он уже дал несколько интервью, после нашей встречи у него съемки на телевидении, затем снова интервью и встречи — и так две недели подряд, до премьеры «Черной молнии». Обращаясь к корреспонденту Forbes, Бекмамбетов, хитро улыбаясь, замечает: «Я думаю, что люди все-таки больше хотят смотреть кино про себя, чем кино про голубых человечков». Он дал единственно возможный в его положении ответ. И — ошибся.
Тимур Бекмамбетов: творческая биография
http://www.forbesrussia.ru/article/42363-timur-bekmambetov-tvorcheskaya-biografiya
Кино и деньги
http://www.forbesrussia.ru/article/42366-kino-i-dengi
До «Черной молнии» карьера Бекмамбетова шла по нарастающей. Кассовые сборы пяти его последних фильмов по всему миру составили почти $500 млн — примерно ту же сумму собрало все российское кино за последние четыре года. Сравнение не вполне корректное: $346 млн из этого полумиллиарда пришлось на долю Wanted (в российском прокате «Особо опасен»), снятого Бекмамбетовым в США для кинокомпании Universal. Но даже если не брать в расчет голливудский фильм, Бекмамбетов снял три из пяти самых кассовых российских картин, а его «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) до начала 2010 года удерживала планку первенства по количеству денег, которые смогли собрать в России любые фильмы, включая иностранные.
Бекмамбетов с самого начала сделал ставку на коммерческий успех. Уроженец казахского города Гурьева (сейчас Атырау), в 1987 году он окончил Ташкентский театрально-художественный институт, а в 1989-м переехал в Москву, где начал заниматься новым, но быстро развивающимся бизнесом — производством рекламы. В 1991 году Тимур снял свой первый фильм «Пешаварский вальс», посвященный афганской войне; картина взяла пару фестивальных призов, но денег Бекмамбетову не принесла. Куда более успешным стал запущенный чуть позже проект рекламных роликов для банка «Империал». Реклама этому банку была ни к чему — он практически не работал с розничными клиентами, но основатель «Империала» Сергей Родионов любил тратить деньги со вкусом. Он оплатил 18 исторических роликов, которые многие помнят до сих пор: разговаривающий с камнями Чингисхан, не прикасавшийся к еде «до первой звезды» Суворов и Цезарь, успевающий прийти в Сенат «с точностью до секунды». «На фоне унылого телевизионного пространства это был настоящий прорыв: поразительные, дорогие, качественные ролики, настоящие микрофильмы, и Тимур уже тогда стал большой фигурой», — вспоминает бывший гендиректор «СТС-Медиа», кинопродюсер Александр Роднянский.
Возможно, эти ролики сыграли решающую роль, когда продюсеры Первого канала Константин Эрнст и Анатолий Максимов в 2002 году задумали экранизировать роман российского фантаста Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Роднянский говорит, что Бекмамбетов был выбран Первым каналом на роль создателя фильма как «бескомпромиссно коммерческий режиссер, не отравленный никакого рода амбициями и сантиментами авторского кинематографа, но при этом технологически блистательный профессионал». Амбиций хватало у Эрнста с Максимовым, которые на основе гулявшего по рукам уже несколько лет проекта фильма с рабочим названием «Москва вампирская» решили сделать первый «русский блок- бастер».
Над очевидной несочетаемостью слов «русский» и «блокбастер» тогда много иронизировали. Скептически были настроены не только журналисты, но и прокатчики. Российские фильмы в начале 2000-х не могли собрать денег, хоть сколько-нибудь сопоставимых со сборами голливудских картин: это были две разные лиги. Тем не менее Первый канал вложил в проект значительные по тем временам $3 млн и еще $4 млн потратил на его продвижение, делавшееся по всем голливудским канонам, включая диковинный для российского зрителя продакт-плейсмент (прямую рекламу товаров в кинофильме). Бекмамбетов стал режиссером, а производство фильма взяла на себя его компания Bazelevs Production, до этого занимавшаяся в основном съемкой рекламы.
В июле 2004 года «Ночной дозор» вышел в прокат и примерно за месяц собрал в кинотеатрах России немыслимые $16,2 млн, обойдя по сборам фаворита киносезона — фильм «Властелин колец: возвращение короля». Сразу отбить потраченные на «Дозор» деньги, правда, не удалось: в России 50% сборов традиционно забирают кинотеатры, еще 10–15% — прокатчик, в данном случае компания «Гемини», официальный дистрибьютор XX Century Fox. После вычета затрат на производство и продвижение фильма не удалось даже выйти в ноль, но затем — совершенно неожиданно — еще около $16 млн принес прокат фильма в странах СНГ, и «Ночной дозор» в итоге окупился. Голливудский мейджор XX Century Fox, воодушевившись, организовал даже небольшой прокат фильма в США, где он собрал всего около $1 млн, но заслужил достаточно благосклонные отзывы критики, которая, правда, назвала наш главный блокбастер «стильным малобюджетным арт-хаусным проектом про вампиров».
«Для Кости [Эрнста], наверное, это был вопрос интересов канала, социальной значимости, репутации, первооткрывательства и так далее, а мне важно было сделать что-то а) новое и б) очень эффективное», — поясняет Бекмамбетов. Это ему удалось вполне: на тот момент почти 100% российских фильмов приносили убытки, а коммерческий успех «Дозора» показал, что кино может быть прибыльным. «Была общая картина рынка, и были мы — два разных мира», — говорит Бекмамбетов. Вышедшее в 2005 году продолжение «Дневной дозор» с общим бюджетом около $10 млн, большую часть которых также вложил Первый канал, собрало уже $33 млн в одной России. «Прибыль была в районе 30%», — говорит режиссер.
Именно после «Дозоров» компания Bazelevs решила поставить производство фильмов на поток: разрабатывались бизнес-планы, велись переговоры с потенциальными инвесторами. Но в этот момент режиссерская карьера Бекмамбетова сделала еще один рывок: в 2006 году голливудская кинокомпания Universal позвала его снимать фильм Wanted. Американцы заметили Бекмамбетова благодаря «Дозорам», а приглашать в «большое кино» режиссеров малобюджетных фильмов тогда входило в моду: «Властелина колец» доверили новозеландскому создателю хорроров Питеру Джексону, нового «Бэтмана», а также «Гарри Поттера» (начиная с третьего фильма) тоже отдали не дорогим голливудским мэтрам, а режиссерам, снимавшим независимое кино.
Заграничный успех
В 2007 году Бекмамбетов занимался сразу двумя фильмами, их съемки шли в Праге практически одновременно: Wanted для Universal и продолжение культового советского фильма «Ирония судьбы» для Первого канала, в котором он впервые выступил в качестве сопродюсера, а не только режиссера, как раньше. Фильм уникален по структуре бюджета: около $2,2 млн, или 45% всех денег, потраченных на его производство, были привлечены за счет продакт-плейсмента, во многом благодаря усилиям маркетингового отдела Bazelevs (в фильме упоминались бренды «Билайн», «Русский стандарт», Calve, Toyota и др.). «Нас тогда много ругали, но это была необходимость, потому что я предпочитаю брать деньги с брендов, а не у государства», — говорит Бекмамбетов. Фильм с общим бюджетом $10 млн вышел перед Новым, 2008 годом, собрал около $50 млн и занял первое место по сборам в российском прокате (его удалось обогнать лишь «Аватару»).
Успех же Wanted стал просто ошеломительным. Изначальный бюджет фильма планировался около $45 млн, по голливудским меркам — крепкий середнячок. Universal долго не хотела утверждать на главную роль предложенного Бекмамбетовым молодого актера Джеймса Макэвоя, сомневаясь в его способности «обеспечить кассу»: переговоры шли около года, но в итоге Тимуру удалось отстоять свою позицию. В чем была загвоздка? «Там очень бюрократизированный мир, — описывает Бекмамбетов голливудские нравы, — очень похоже на Советский Союз: большие студии, длинные планы, вертикаль власти, чтобы получить любое решение, нужно пройти множество этапов». Бекмамбетов смог убедить голливудских бюрократов в перспективности Wanted, и те подтянули в фильм тяжелую артиллерию — мегазвезд Анджелину Джоли и Моргана Фримена. Итоговый бюджет вырос до $170 млн, но фильм собрал в два раза больше, стал самым удачным проектом Universal в 2008 году и 89-м в списке самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа (соседи — «Люди в черном» и «Парк юрского периода — 3»).
Не меньшим успехом для Бекмамбетова стало и то, что Universal еще до премьеры Wanted подписала с фирмой Bazelevs соглашение, по которому та производит фильмы в России, а Universal занимается их продвижением и прокатом. Первым проектом стала как раз «Черная молния», где Бекмамбетов впервые выступил не в роли режиссера, а как единственный продюсер.
Вместе с командой Bazelevs Бекмамбетов собирал деньги на «Молнию». Часть средств поступила за счет продакт-плейсмента (на этом студия может заработать до $3 млн в зависимости от итогового числа зрителей, примерно по доллару на человека). Остальное — деньги «закрытого клуба частных инвесторов», говорит управляющий директор Bazelevs Никита Трынкин. Называть этих людей студия отказывается, участники рынка уверены, что в основном это российские бизнесмены, хорошо знающие Бекмамбетова со времен его рекламной деятельности. «Черная молния» собрала в итоге внушительный маркетинговый бюджет — $7 млн, из которых $5,5 млн составили деньги Universal, остальное — партнерские программы, в том числе с «Газпромом». Сюжет фильма, напоминающий комиксы вроде «Человека-паука», был нацелен на самую активную молодую аудиторию, время выхода — самое подходящее, новогодние праздники, спецэффекты на отличном уровне. По всем расчетам фильм должен был «выстрелить», но этого не произошло.
Что помешало «Черной молнии»
«Мы рассчитывали собрать в России от $30 млн и выше, но уже сейчас понятно, что этого не произойдет», — говорил Трынкин в середине января. Фильм достаточно удачно стартовал, собрав в первый уик-энд около $9,4 млн, на уровне «Дозоров», но затем сборы начали падать: с 31 декабря по 10 января они составили около $17 млн.
Провал? Как посмотреть. «Мы уверены, что фильм окупится, точка безубыточности по сборам для него $20 млн, которые он заработает», — уверен Трынкин. Кроме того, можно надеяться и на прибыль: впереди прокат в других странах, продажи DVD, поступления от продакт-плейсмента. К тому же права на показ «Молнии» уже купил канал СТС за $1,5 млн. Но повторить успех проектов Бекмамбетова-режиссера «Черной молнии» вряд ли удастся. Почему? Отчасти помешал невероятный успех «Аватара», который вышел на экраны на две недели раньше. «Мы рассчитывали, что к Новому году сборы «Аватара» уже начнут падать, зрители пойдут на другие фильмы, а они не упали», — говорит Трынкин.
Участники рынка уверены, что проблема не только в блокбастере Кэмерона. «Всегда бывает какой-нибудь «Аватар», — говорит Роднянский. — Но это же был единственный русский фильм на Новый год, у него были все шансы на успех». Продюсер Джаник Файзиев (фильмы «Турецкий гамбит» и «Адмиралъ») считает, что одна из главных проблем как раз в том, что «Черная молния» — русский фильм: «Огромное количество вышедших за последнее время российских фильмов были обращены, как в русской сказке, к лесу передом, а к зрителю задом».
Российскую киноиндустрию погубил поток нефтедолларов, которыми она обильно кормилась, уверен один из известнейших российских кинопродюсеров, попросивший не называть его имя. «Минкульт выделял по $100 млн в год на кино, просто дарил в среднем по $1 млн на фильм, все на этом кормились, — говорит продюсер. — Освоил деньги, заплатил кинотеатру, чтобы тот провел хоть пару сеансов, обеспечил несколько рецензий в прессе, и все, никакие сборы никого не волнуют». Партнер Эрнста, продюсер Анатолий Максимов констатирует: репутация российского кино сейчас даже хуже, чем была до «Ночного дозора». «Тогда на русское кино смотрели как на отечественную кофточку в сравнении с иностранной: Русское? Не берем! Но сейчас это уже не кофточка, а просто какие-то лохмотья», — говорит Максимов.
Российское кино по определению не может рассчитывать на сборы порядка $40 млн и выше, на это можно только надеяться как на чудо, уверен Роднянский. Успех проектов Бекмамбетова с Первым каналом вовсе не обязательно повторится, достаточно вспомнить судьбу масштабных и активно рекламировавшихся на центральных каналах фильмов «Обитаемый остров» и «Стиляги», которые не смогли даже окупить затрат. «Если русские фильмы будут жить в логике чистого бизнеса, то нужно делать фильмы за миллион-полтора долларов — трэшевые комедии», — считает Роднянский.
Даже если «Черная молния» не принесет прибыли, для Bazelevs это не станет катастрофой. В составе компании до сих пор действует успешное рекламное подразделение, выручка которого составляет $10 млн в год, и сервисное подразделение, производящее спецэффекты для других фильмов (того же Wanted), которое по итогам 2009-го обеспечило еще $5 млн. В целом выручка Bazelevs по итогам 2009 года составила около $20 млн, а в следующие два года она должна увеличиться в 1,5 раза за счет уже имеющихся проектов.
Бекмамбетов-продюсер не собирается сдаваться. В планах компании — съемки продолжения «Черной молнии» с тем же бюджетом, что и у первого фильма, а осенью 2010-го выходит комедия «Колотилов». Всего же у Bazelevs около 15 проектов. Среди них, например, фантастический фильм Darkest Hour от киностудии Universal с бюджетом $25 млн (жители России и США защищают Москву от инопланетного вторжения). Следующий проект, о котором пока известно только то, что это мультфильм с бюджетом $30 млн по одному из известнейших литературных первоисточников, будет уже полностью англоязычным. Территория для проката — весь мир. «Наша стратегия — окупаться на русском рынке и иметь весь мир в качестве бонуса», — говорит Бекмамбетов.
Режиссерской работы у него тоже достаточно. «Вот закончим с «Черной молнией», и я пойду снимать кино», — говорит Тимур. Он хочет собрать в Bazelevs команду, которая будет полностью заниматься всеми вопросами кинобизнеса с той же степенью самостоятельности, которой обладает ее рекламное подразделение: какие-то фильмы Бекмамбетов сможет снимать сам, какие-то —продюсировать. Но план на ближайшее время — вернуться в Лос-Анджелес, чтобы приступить к работе над продолжением Wanted. Бюджет второй части определили в $150 млн, и ради такого случая Universal решилась оживить погибшую в конце первого фильма героиню Джоли. Сразу после Wanted-2 Бекмамбетов берется за не менее масштабный «Моби Дик» по роману Германа Мелвилла. Так что времени на то, чтобы горевать о недостаточных сборах «Черной молнии», у него просто не будет. Отпуск? «Где-то неделя в году, — смеется режиссер. — Обычно сижу и звоню всем по телефону или сценарии читаю». При его графике на более продолжительный отпуск в ближайшие годы можно не рассчитывать.
http://www.forbesrussia.ru/stil-zhizni/afisha/42335-problema-bekmambetova
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Примеси железа в воде | 0 | Топа3 | 06.08.2025 в 18:21 Топа3 |
Работа в Газпроме | 0 | Топа3 | 03.08.2025 в 15:59 Топа3 |
Рекомендую хорошую гадалку | 3 | tatanaustugova | 01.08.2025 в 13:59 ramzanovao |
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape | 0 | ViktoriaDemchuk12 | 12.07.2025 в 16:01 ViktoriaDemchuk12 |
офисы в аренду в Москве | 0 | litifa | 10.07.2025 в 16:13 litifa |