Общество
Честь. Немного истории

Небольшое попури… я не претендую на лавры историка, тем более, что решил просто объединить часть материалов(ссылки приведены), (надеюсь будет интересно)
Невозможно полностью описать влияние данной характеристики на жизнь общества ушедших эпох, но она во многом определяло поступки людей, их соглашения и отношения. "Да я тебя в порошок сотру", "Береги платье снову, а честь смолоду", "Не кусок пирога, а честь дорога" и прочие высказывания, обороты, пословицы и поговорки нам знакомы из жизни, но относятся именно к тем эпохам.
Словарь Даля:
ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&st_translate=0
Понятие Честь прочно входит вместе с воспитанием в сознанием дворян, одновременно воспитывается и офицеры, т.к. преимущественно они и состояли из дворян, то судьбы их переплетаются. Честь чтилась высоко, за оскорбление, неловкое слово требовался ответ, обидчика как правило вызывали на дуэль и за оскорбление можно было поплатится кровью, что впрочем некоторых не останавливало…
ru.wikipedia.org/wiki/Дуэльный_кодекс
С дуэлянтами боролись, но в итоге в 1863г были узаконены и открыты суды чести - суда общества офицеров. Как следствие в дальнейшем даже старшие чины русской армии обращались к младшим офицерам почтительно, например: "Милейший", дабы не создавать лишний раз повод, что впрочем, не мешало им оттягиваться на нижних чинах раздавая зуботычины и избивая их…
Отдельно стоит Купеческая честь.
В старину купцы дорожили не только признанием со стороны правительства, но и уважением всего общества. Так, с 1651-1652 гг. столь деликатное и ответственное дело, как торговля вином, позволялось лишь «людям честным», которые пользовались доверием окружающих и избирались «всем миром» (отсюда – торговля «на вере»).
Таким образом, в России до 18 века понятию «деловой репутации» соответствовал образ «доброго человека» и – более узкий – «честного купца». Образ этот складывался годами и десятилетиями упорной работы и для его обладателя являлся не менее ценным, чем опыт и торговый капитал. Можно без преувеличения сказать, что уже в ту пору репутация предпринимателя (купца) оказывала огромное влияние на успех в делах.
Понятие деловой репутации неразрывно было связано с представлениями о несостоятельности, иначе – банкротстве.
С развитием торговли и предпринимательства, увеличением числа и оборота участников финансового рынка, росло и количество правонарушений в отношениях между ними. Особую остроту приобрели случаи банкротства, когда должники оказывались не в состоянии платить по счетам кредиторов, что грозило последним убытками, а заемщикам – потерей репутации и разорением.
Такое положение вещей не могло оставаться без внимания законодателей. В различных банкротских уставах (1763 г., 1768 г., 1800 г. и других), подробно описывались случаи несостоятельности и судопроизводство в таких делах. При этом, закон различал банкротов «от несчастия», «от небрежения и от своих пороков» и «от подлога». Если в первом случае, кредиторы должны были пойти навстречу пострадавшему, вплоть до отмены всех долгов, то, в случае вины заемщика, он мог лишиться не только своего состояния, но и репутации, проще говоря, «остаться не у дел» (Банкротский устав 1800 года; ст. 131-133).
www.finhistory.org/moskva-torgovaya/chestnoe-kupetskoe-ili-delovaya-reputatsiya-v-staroy-r.html
Купечество имело сильных конкурентов со стороны дворян и духовенства, которые с презрением относились к простым торговцам как к "подлому всенародству", склонному к обману, обмеру и обвесу. Действительно плутовство московских купцов опиралось на правило, которое стали житейским: не обманешь-не продашь. Это было результатом, как отмечает историк В. О. Ключевский, двойной морали, издавна насаждаемой в русском человеке церковью и государством: публичную для сограждан и приватную - для себя. Первая половина морали требовала соблюдение чести и достоинства купца, а вторая все разрешала и требовала только периодического отчета перед духовенством. Вообще различалось несколько видов купеческой чести.
"Честь церковная" возникла потому, что наиболее богатых и влиятельных купцов обычно выбирали в церковные старосты. Соблюдая свою "купеческую честь", вновь избранный староста обновлял в церкви иконостас, паникадило, священное облачение. Это было наиболее наглядным способом заявить о себе. Вершиной "церковной части" купца было получение медали, носимой на шее, с надписью "За усердие", с которой купец никогда не расставался и даже ходил с ней в баню.
"Честь служебная" по отношению к купечеству выглядела весьма специфично, поскольку купец служил только по выборам, в городских и благотворительных учреждениях. Целью купеческой службы было получение звания почетного гражданина или "коммерции советника", а также дворянского звания или действительного тайного советника - гражданского генерала. Такими званиями были жалованы многие великие меценаты.
"Семейная честь" требовала верховенства главы семьи над женою и детьми. В случае его кончины продолжалось иерархическое подчинение старшим младших, поскольку семьи в России были многодетны. После смерти отца старший брат (братан) считался главнее брательников (младших братьев) и становился единственным распорядителем в торговом деле даже при совершеннолетии своих младших братьев. Ему одному принадлежало представительство и защита "семейной чести" перед обществом.
Понятие "торговой чести" складывалось из общих принципов торговли, которые вскоре вошли в пословицы и поговорки русского народного фольклора: "веди дело чисто, чтобы ни сучка, ни задоринки", "раскидывайся шире, больше захватишь", "не бойся грязи, в грязи-золото", "потерял рубль - руби остальные надвое". Устраивая различные махинации, купец искренне считал себя честным человеком, действуя по пословице - "не пойман - не вор". Если купец слыл честным человеком, значит он соблюдал все виды купеческой чести.
Двойственность натуры русского купца порождало и двойственную манеру его поведения при заключении торговых сделок, которой не брезговали и богатые, именитые купцы.
Кодекс чести – основа торговых отношений отношений. Это преемственность поколений с хорошими традициями и крепкими устоями. Ведь раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. Выдающийся русский государственный деятель С.Ю. Витте писал, что в обороте государства пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово, которое никогда не подводило. Кстати, выражение «стереть в порошок» – это, можно сказать, профессиональное купеческое арго. Известно, что на собрании купцов 1-ой гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом и стирали затем тряпочкой. Провинившийся уже не мог считаться купцом 1-ой гильдии и появляться в купеческом собрании такого уровня. Долг более не требовался, виновный передавался Божьему Суду.
Страшная для православного угроза более невозвратного долга, бесчестья, греха.
Постепенно установился торгово-промышленный табель о рангах: на верху уважения, по свидетельству В. П. Рябушинского, стоял промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а ниже всех стоял банкир, который давал деньги в рост, учитывал векселя. Его не очень уважали, как бы ни дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик…
lvspb.narod.ru/main/articles/marketing.html
И последнее, в моей семье пра-прадед был небольшой купец, покупал товары в губернском центре и продавал в своей лавке в родной деревне. Тем странным кажется его поведение с современной точки зрения, многие товары отпускались в долг, лишь записывались в соответствующую книгу должники, НО, иногда пра-прадед с пра-пра-бабкой собились вечером и вычеркивали из списка должников тех, кто точно не смог бы заплатить, иными словами прощали долги тем, чьи семьи были малоимущи и которым очень сложно было вернуть даже такой долг… Тех кто мог вернуть, т.к. было хозяйство более или менее, из должников не вычеркивали.
Купцы строили храмы, общественные здания, занимались меценатством, открывали галереи, вкладывали деньги в искусство… Они оставили как духовный так и физический след в истории нашей страны и обществе!
Невозможно полностью описать влияние данной характеристики на жизнь общества ушедших эпох, но она во многом определяло поступки людей, их соглашения и отношения. "Да я тебя в порошок сотру", "Береги платье снову, а честь смолоду", "Не кусок пирога, а честь дорога" и прочие высказывания, обороты, пословицы и поговорки нам знакомы из жизни, но относятся именно к тем эпохам.
Словарь Даля:
ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&st_translate=0
Понятие Честь прочно входит вместе с воспитанием в сознанием дворян, одновременно воспитывается и офицеры, т.к. преимущественно они и состояли из дворян, то судьбы их переплетаются. Честь чтилась высоко, за оскорбление, неловкое слово требовался ответ, обидчика как правило вызывали на дуэль и за оскорбление можно было поплатится кровью, что впрочем некоторых не останавливало…
ru.wikipedia.org/wiki/Дуэльный_кодекс
С дуэлянтами боролись, но в итоге в 1863г были узаконены и открыты суды чести - суда общества офицеров. Как следствие в дальнейшем даже старшие чины русской армии обращались к младшим офицерам почтительно, например: "Милейший", дабы не создавать лишний раз повод, что впрочем, не мешало им оттягиваться на нижних чинах раздавая зуботычины и избивая их…
Отдельно стоит Купеческая честь.
В старину купцы дорожили не только признанием со стороны правительства, но и уважением всего общества. Так, с 1651-1652 гг. столь деликатное и ответственное дело, как торговля вином, позволялось лишь «людям честным», которые пользовались доверием окружающих и избирались «всем миром» (отсюда – торговля «на вере»).
Таким образом, в России до 18 века понятию «деловой репутации» соответствовал образ «доброго человека» и – более узкий – «честного купца». Образ этот складывался годами и десятилетиями упорной работы и для его обладателя являлся не менее ценным, чем опыт и торговый капитал. Можно без преувеличения сказать, что уже в ту пору репутация предпринимателя (купца) оказывала огромное влияние на успех в делах.
Понятие деловой репутации неразрывно было связано с представлениями о несостоятельности, иначе – банкротстве.
С развитием торговли и предпринимательства, увеличением числа и оборота участников финансового рынка, росло и количество правонарушений в отношениях между ними. Особую остроту приобрели случаи банкротства, когда должники оказывались не в состоянии платить по счетам кредиторов, что грозило последним убытками, а заемщикам – потерей репутации и разорением.
Такое положение вещей не могло оставаться без внимания законодателей. В различных банкротских уставах (1763 г., 1768 г., 1800 г. и других), подробно описывались случаи несостоятельности и судопроизводство в таких делах. При этом, закон различал банкротов «от несчастия», «от небрежения и от своих пороков» и «от подлога». Если в первом случае, кредиторы должны были пойти навстречу пострадавшему, вплоть до отмены всех долгов, то, в случае вины заемщика, он мог лишиться не только своего состояния, но и репутации, проще говоря, «остаться не у дел» (Банкротский устав 1800 года; ст. 131-133).
www.finhistory.org/moskva-torgovaya/chestnoe-kupetskoe-ili-delovaya-reputatsiya-v-staroy-r.html
Купечество имело сильных конкурентов со стороны дворян и духовенства, которые с презрением относились к простым торговцам как к "подлому всенародству", склонному к обману, обмеру и обвесу. Действительно плутовство московских купцов опиралось на правило, которое стали житейским: не обманешь-не продашь. Это было результатом, как отмечает историк В. О. Ключевский, двойной морали, издавна насаждаемой в русском человеке церковью и государством: публичную для сограждан и приватную - для себя. Первая половина морали требовала соблюдение чести и достоинства купца, а вторая все разрешала и требовала только периодического отчета перед духовенством. Вообще различалось несколько видов купеческой чести.
"Честь церковная" возникла потому, что наиболее богатых и влиятельных купцов обычно выбирали в церковные старосты. Соблюдая свою "купеческую честь", вновь избранный староста обновлял в церкви иконостас, паникадило, священное облачение. Это было наиболее наглядным способом заявить о себе. Вершиной "церковной части" купца было получение медали, носимой на шее, с надписью "За усердие", с которой купец никогда не расставался и даже ходил с ней в баню.
"Честь служебная" по отношению к купечеству выглядела весьма специфично, поскольку купец служил только по выборам, в городских и благотворительных учреждениях. Целью купеческой службы было получение звания почетного гражданина или "коммерции советника", а также дворянского звания или действительного тайного советника - гражданского генерала. Такими званиями были жалованы многие великие меценаты.
"Семейная честь" требовала верховенства главы семьи над женою и детьми. В случае его кончины продолжалось иерархическое подчинение старшим младших, поскольку семьи в России были многодетны. После смерти отца старший брат (братан) считался главнее брательников (младших братьев) и становился единственным распорядителем в торговом деле даже при совершеннолетии своих младших братьев. Ему одному принадлежало представительство и защита "семейной чести" перед обществом.
Понятие "торговой чести" складывалось из общих принципов торговли, которые вскоре вошли в пословицы и поговорки русского народного фольклора: "веди дело чисто, чтобы ни сучка, ни задоринки", "раскидывайся шире, больше захватишь", "не бойся грязи, в грязи-золото", "потерял рубль - руби остальные надвое". Устраивая различные махинации, купец искренне считал себя честным человеком, действуя по пословице - "не пойман - не вор". Если купец слыл честным человеком, значит он соблюдал все виды купеческой чести.
Двойственность натуры русского купца порождало и двойственную манеру его поведения при заключении торговых сделок, которой не брезговали и богатые, именитые купцы.
Кодекс чести – основа торговых отношений отношений. Это преемственность поколений с хорошими традициями и крепкими устоями. Ведь раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. Выдающийся русский государственный деятель С.Ю. Витте писал, что в обороте государства пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово, которое никогда не подводило. Кстати, выражение «стереть в порошок» – это, можно сказать, профессиональное купеческое арго. Известно, что на собрании купцов 1-ой гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом и стирали затем тряпочкой. Провинившийся уже не мог считаться купцом 1-ой гильдии и появляться в купеческом собрании такого уровня. Долг более не требовался, виновный передавался Божьему Суду.
Страшная для православного угроза более невозвратного долга, бесчестья, греха.
Постепенно установился торгово-промышленный табель о рангах: на верху уважения, по свидетельству В. П. Рябушинского, стоял промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а ниже всех стоял банкир, который давал деньги в рост, учитывал векселя. Его не очень уважали, как бы ни дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик…
lvspb.narod.ru/main/articles/marketing.html
И последнее, в моей семье пра-прадед был небольшой купец, покупал товары в губернском центре и продавал в своей лавке в родной деревне. Тем странным кажется его поведение с современной точки зрения, многие товары отпускались в долг, лишь записывались в соответствующую книгу должники, НО, иногда пра-прадед с пра-пра-бабкой собились вечером и вычеркивали из списка должников тех, кто точно не смог бы заплатить, иными словами прощали долги тем, чьи семьи были малоимущи и которым очень сложно было вернуть даже такой долг… Тех кто мог вернуть, т.к. было хозяйство более или менее, из должников не вычеркивали.
Купцы строили храмы, общественные здания, занимались меценатством, открывали галереи, вкладывали деньги в искусство… Они оставили как духовный так и физический след в истории нашей страны и обществе!

Всегда до колик смеюсь над нонешними "аристократами", любящими бросить этак горделиво "честь имею". Похоже, они совсем не понимают, насколько в такой момент смешны.

Помнится по этому поводу мы с вами многа говорили. Про честь Мундёра и просто ЧЕСТЬ. Вы меня тогда не развеселили, скажу больше - разочаровали к сожалению. Не спешите смеяться…
Обратите внимание на двойные стандарты:-) Касается не только торгашей.
Обратите внимание на двойные стандарты:-) Касается не только торгашей.
не обманешь-не продашь. Это было результатом, как отмечает историк В. О. Ключевский, двойной морали, издавна насаждаемой в русском человеке церковью и государством: публичную для сограждан и приватную - для себя.

Ох уж мне этот хруст французской булки )))
Граждане дореволюционные к словам "честь имею" всегда добавляли что-либо. например "Честь имею быть вам представленным". То есть гражданин говорил, что ему оказана честь тем, что его представили. Наличие чести у человека подразумевалось само собой. Изрекаемая сама по себе только первая часть фразы делает изрекающего простым клоуном. Типа как кто-либо носился и приставал бы ко всем с уверениями "я не пидарас" )))
Граждане дореволюционные к словам "честь имею" всегда добавляли что-либо. например "Честь имею быть вам представленным". То есть гражданин говорил, что ему оказана честь тем, что его представили. Наличие чести у человека подразумевалось само собой. Изрекаемая сама по себе только первая часть фразы делает изрекающего простым клоуном. Типа как кто-либо носился и приставал бы ко всем с уверениями "я не пидарас" )))

Ох уж мне этот хруст французской булки
Я не про булки писал. Отшутиться желаете? Пожалуйста. Это вам чести не делает.
Не настаиваю что вы её (чести) лишены напрочь (согласно определения снизу). Но ранее сложилось впечатление, что чего то всё же не достаёт. Очень надеюсь, что ошибаюсь, буду проверять, присматриваться. Обидеть желания нет, но и ….
ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

А кто, извините не был лишен чести до революции? Дворянство чтоли? Имело полный набор государственных пряников, но не несло служилую повинность. Жрать в три горла лишь по праву рождения - офигительная честь получается.
Или может быть, главные дворяне - царская семья были образцом чести? Это ведь так сообразуется с "честь имею" - на деньги, собранные на строительство флота построить своей б…-балерине дворец.
Честь, my ass…
Или может быть, главные дворяне - царская семья были образцом чести? Это ведь так сообразуется с "честь имею" - на деньги, собранные на строительство флота построить своей б…-балерине дворец.
Честь, my ass…

Честь, my ass…
Моя сильна просить пращения, т.к. не понимать чукотский.
своей б…-балерине
Спокойнее. Ваши коллеги и не за такое банят.
главные дворяне - царская семья были образцом чести
Давайте это как-нибудь в другой раз обсудим? Хорошо.
Повторюсь, что надеюсь сильно, что ошибался кое в чём. Разберёмся позже, в какой -нибудь темке про ментов, правительство, чинушь и пр. прелести.

Современные понятия о чести. Газпром нагнул ажник самого Гуголя:
Заменили картинку карты гугольмапса, где находится дача Миллера на Истре.

Изображение с http://pit.dirty.ru/dirty/1/2009/11/10/15115-174752-d5dc9394c5628ebaf3e5249845c3df5e.jpg
Заменили картинку карты гугольмапса, где находится дача Миллера на Истре.

Изображение с http://pit.dirty.ru/dirty/1/2009/11/10/15115-174752-d5dc9394c5628ebaf3e5249845c3df5e.jpg

Видел где-то уже. Не рассматривал подробно, но верю и предполагаю, что типа виллу сверху бидуинским шатром задрапировали, рядом телегу поставили и литовку - не удивили вы меня. Я то как раз об этом и подобном толдычу, так вы же первый с современной ЧЕСТЬЮ отстаиваете ….
Предлагаете правда пойти послужить в милицию и т.д., а вот занять должность Миллера или медведа ни разу не предложили. По-вашему подобные мне рожей не вышли.
Предлагаете правда пойти послужить в милицию и т.д., а вот занять должность Миллера или медведа ни разу не предложили. По-вашему подобные мне рожей не вышли.

Это я к тому, что у современных чести вроде как и поболе будет, ибо вышли они из рабочих и крестьян и пока что (пока что) остатки совести наличествуют. Видишь - подчищает за собой, чтоб люди чего не подумали. А вот Великому Князю такое и в мыслях не приходило, чтоб быдло про него чего не подумало. Выстроил своей б… дворец на деньги флота - все должны рукоплескать.
Что же до того, что тебе пост Миллера не предложили - так ответ прост и демократичен: возможно, у тебя не хватает образования или высоких деловых качеств, вот ты и злобствуешь супротив эффективного менеджера. Работать надо лучше! )))
Что же до того, что тебе пост Миллера не предложили - так ответ прост и демократичен: возможно, у тебя не хватает образования или высоких деловых качеств, вот ты и злобствуешь супротив эффективного менеджера. Работать надо лучше! )))

Понятие чести не имеет кастовой принадележности. Честь есть, точнее -должна быть, и у крестьянина, и у офицера, и у чиновника. Понятие честь глубоко связано с понятием "чуство собственного достоинства. Деградация этих понятий приводит к люмпменизации общества, что мы наблюдаем на примере нашей страны.

К люмпенизации общества ведёт отсутствие работы, развал промышленности и сельского хозяйства, а не понятия.

Вот неколько определений понятия "люмпенизация":
ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ - социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна"…
- маргинализация интеллигенции как социального слоя в переходный период и соответствующая люмпенизация ее сознания, связанная с нарушением обществ…
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса. Социальная стратификация
Люмпенизация - явление сугубо оциальное, не тоит пенять на гоударство и тому подобное, ищите корни в себе. Мы становимся люмпменами не потаму, что нет работы и, соответтвенно, денег , а промышленноть и сельское хозяйство развалились в илу того, что мы тали обществом люмпменов.
ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ - социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна"…
- маргинализация интеллигенции как социального слоя в переходный период и соответствующая люмпенизация ее сознания, связанная с нарушением обществ…
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса. Социальная стратификация
Люмпенизация - явление сугубо оциальное, не тоит пенять на гоударство и тому подобное, ищите корни в себе. Мы становимся люмпменами не потаму, что нет работы и, соответтвенно, денег , а промышленноть и сельское хозяйство развалились в илу того, что мы тали обществом люмпменов.

не тоит пенять на гоударство и тому подобное, ищите корни в себе. Мы становимся люмпменами не потаму, что нет работы
Дык, разучились даже грамотно писать на родном языке, а рассуждаем о люмпенизации )))

Считаю дворянские дуэли (порожденные пресловутым кодексом чести) злом. Тебе было бы приятно, если б твой единственный сын, получивший прекрасное образование, в совершенстве владеющий несколькими языками, красивый, здоровый и пышущий жизнью - в общем, цвет генофонда нации - вдруг в один прекрасный день погиб на дуэли, тайком стреляясь с кем-то там по совершенно пустячному поводу, не успев даже оставить потомка? Ну ведь маразм же! Дуэли выкосили цвет дворянства в свое время, это даже более тупо, чем обычай кровной мести.
И кстати, данное обращение по-моему давно уже имеет ироничный оттенок. Возможно, и раньше имело.
LuchS написал(а)
С дуэлянтами боролись, но в итоге в 1863г были узаконены и открыты суды чести - суда общества офицеров. Как следствие в дальнейшем даже старшие чины русской армии обращались к младшим офицерам почтительно, например: "Милейший", дабы не создавать лишний раз повод, что впрочем, не мешало им оттягиваться на нижних чинах раздавая зуботычины и избивая их…
С дуэлянтами боролись, но в итоге в 1863г были узаконены и открыты суды чести - суда общества офицеров. Как следствие в дальнейшем даже старшие чины русской армии обращались к младшим офицерам почтительно, например: "Милейший", дабы не создавать лишний раз повод, что впрочем, не мешало им оттягиваться на нижних чинах раздавая зуботычины и избивая их…
И кстати, данное обращение по-моему давно уже имеет ироничный оттенок. Возможно, и раньше имело.

Мне кажется, каждой эпохе присущи свои понятия чести. Если говорить о нынешней армии, то дуэли - зло куда как меньшее

semper idem написал(а)
Если говорить о нынешней армии, то дуэли - зло куда как меньшее
Если говорить о нынешней армии, то дуэли - зло куда как меньшее
А что не так с нынешней армией? Там-то все нормально как раз - действует социал-дарвинизм в чистом виде, кто сильнее и хитрее - того и плюшки :)

Интересно. Мне больше понравилось последнее - про купцов (наверно своя рубашка ближе к телу). Самому нравится работать от души. Особенно противно смотреть на тех, для кого торговля - это не занятие, а так - способ быстро сколотить себе состояние за счет репутации и уважения со стороны своих же бывших клиентов…
Недаром в свое время купечество пользовалось не меньшим уважением, чем ремесленники например. А теперь откуда только ханжество взялось - гнобят ВСЕХ продавцов, сами же постоянно при это жалуются на хамство, случайных неучей, которые продают что-то, сложнее чем сахарный песок в мешках.
Недаром в свое время купечество пользовалось не меньшим уважением, чем ремесленники например. А теперь откуда только ханжество взялось - гнобят ВСЕХ продавцов, сами же постоянно при это жалуются на хамство, случайных неучей, которые продают что-то, сложнее чем сахарный песок в мешках.
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Примеси железа в воде | 0 | Топа3 | 06.08.2025 в 18:21 Топа3 |
Работа в Газпроме | 0 | Топа3 | 03.08.2025 в 15:59 Топа3 |
Рекомендую хорошую гадалку | 3 | tatanaustugova | 01.08.2025 в 13:59 ramzanovao |
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape | 0 | ViktoriaDemchuk12 | 12.07.2025 в 16:01 ViktoriaDemchuk12 |
офисы в аренду в Москве | 0 | litifa | 10.07.2025 в 16:13 litifa |