Главный городской форум
Дмитрий Быков о "Черной обезьяне" Захара Прилепина

Вот не верили вы мне что Захар Прилепин большой писатель - почитайте мнение Дмитрия Быкова.
"В общем, случилось интересное: у нас был хороший писатель, числившийся в молодых и подававший надежды, успешный главным образом за счет экзотического автобиографического материала — как ранний Горький, с которым его часто сравнивали. И тут выяснилось, что это действительно писатель — не эксплуататор собственного опыта, не публицист, не рассказчик баек, а смелый и умный художник, замечательно распоряжающийся природным даром; художник, которому равно доступны гротеск, триллер и пародия".
Ну…не знаю чего уж Быков сразу не разглядел, но мне с самого начала стало понятно, что Захар Прилепин - Писатель.
"В общем, случилось интересное: у нас был хороший писатель, числившийся в молодых и подававший надежды, успешный главным образом за счет экзотического автобиографического материала — как ранний Горький, с которым его часто сравнивали. И тут выяснилось, что это действительно писатель — не эксплуататор собственного опыта, не публицист, не рассказчик баек, а смелый и умный художник, замечательно распоряжающийся природным даром; художник, которому равно доступны гротеск, триллер и пародия".
Ну…не знаю чего уж Быков сразу не разглядел, но мне с самого начала стало понятно, что Захар Прилепин - Писатель.

В пятницу, 1 апреля, организаторы литературной премии «Нацбест» объявили о своем новом проекте. В связи с десятилетием премии в этом году будет вручаться премия «Супернацбест» — из 10 лауреатов прошлых лет будет отобран самый-самый.
….
Помимо Геласимова среди претендентов на «Супернацбест» Эдуард Кочергин с романом «Крещеные крестами», Захар Прилепин со сборником «Грех», Дмитрий Быков с биографией «Борис Пастернак», Михаил Шишкин с романом «Венерин волос», Виктор Пелевин с «ДПП(NN)» и Александр Проханов с «Гоcподином Гексогеном».
«Супернацбест» вручат в Москве 29 мая."
Говорят, что Захару Прилепину и вручили. Вот. Еще одно доказательство. Тому что солнце русской литературы взошло в Нижнем Новгороде)
….
Помимо Геласимова среди претендентов на «Супернацбест» Эдуард Кочергин с романом «Крещеные крестами», Захар Прилепин со сборником «Грех», Дмитрий Быков с биографией «Борис Пастернак», Михаил Шишкин с романом «Венерин волос», Виктор Пелевин с «ДПП(NN)» и Александр Проханов с «Гоcподином Гексогеном».
«Супернацбест» вручат в Москве 29 мая."
Говорят, что Захару Прилепину и вручили. Вот. Еще одно доказательство. Тому что солнце русской литературы взошло в Нижнем Новгороде)

"Я приехал сюда точно не за премией, я дважды или трижды был в шорт-листе "Нацбеста", каждый раз ехал получать премию и не получал. Видимо, когда чего-то очень хочешь от жизни, тебе этого не дается, а когда относишься легко и просто… Сегодня я ехал сюда, чтобы премию получил В.Пелевин", - сказал он со сцены
мне вообще нравится такое отношение к жизни…относиться легко и просто)
мне вообще нравится такое отношение к жизни…относиться легко и просто)

У Г. К. Честертона есть замечательные слова. Которые я частенько вспоминаю. "Нам нужно не обычаи менять и не привычки, а точку зрения, веру, взгляд. Если мы правильно увидим долг и долю человека, жизнь наша станет простой в единственно важном смысле слова…" А еще - "Здоровье — как и сила, и красота, и благодать — даётся тому, кто думает о другом." ))

"На вопрос о том, на что пойдут призовые 100 тысяч долларов, лучший писатель десятилетия ответил, что сейчас в его семье ожидается четвертый ребенок, и он будет считать эти деньги "направленными администрацией президента на поддержку материнства и отцовства"
это в продолжение темы)
это в продолжение темы)

и что прикольно - лучшей книгой десятилетия признан "Грех", именно та книга с которой началось мое знакомство с творчеством Прилепина и с первых страниц которой и стал понятен масштаб таланта)
кстати, сегодня я использовала возможность поздравить Захара Прилепина с премией Супернацбест лично) вот такая была возможность.
кстати, сегодня я использовала возможность поздравить Захара Прилепина с премией Супернацбест лично) вот такая была возможность.

)) надо купить в Дирижабле.
если че - можно комунибудь подарить при случае.
а можно - получить автограф на экземпляре.и подарить с автографом автора)
читайте "Грех". для начала.
если че - можно комунибудь подарить при случае.
а можно - получить автограф на экземпляре.и подарить с автографом автора)
читайте "Грех". для начала.

лежите или работаете? я не совсем поняла.
если лежите - хотите могу принести почитать)
после "Греха" рекомендую почитать "Патологии".
"Черную обезьяну" пока еще сама не читала, собираюсь купить.
вещь обещает быть интересной.
там в аннотации было что-то такое:
приходит мужик к врачу и жалуется. врач спрашивает - есть ли мысли убить. говорит -нет таких мыслей. врач говорит - тогда лечить не надо. а мужик спрашивает - что же тогда делать с ненавистью?
если лежите - хотите могу принести почитать)
после "Греха" рекомендую почитать "Патологии".
"Черную обезьяну" пока еще сама не читала, собираюсь купить.
вещь обещает быть интересной.
там в аннотации было что-то такое:
приходит мужик к врачу и жалуется. врач спрашивает - есть ли мысли убить. говорит -нет таких мыслей. врач говорит - тогда лечить не надо. а мужик спрашивает - что же тогда делать с ненавистью?

если уж тема про "Черную обезьяну" то есть еще такая рецензия.
Лев Данилкин - это очень-очень профессиональный литературный критик. и известный конечно же. вот читайте.
кстати, как раз тема касается "подростков-недоростков", те которые убийцы и про которых Прапор говорит просто "мразь". а Прилепин говорит - они это возмездие.
"Лучший роман З.П.
Рекламировать будут «роман про детей-убийц», но на самом деле «Черная обезьяна» — про «нравственные искания» главного героя; так теперь не говорят, но так точнее. К 35 годам у него много чего есть — жена, дети, работа, слава, деньги, но он не контролирует занятые области, а лезет дальше, рыщет, сканирует пространство в поисках непонятно чего — новой женщины, окна в будущее, страшной тайны. Он опрашивает свидетелей странных происшествий, беседует с чиновником-интеллектуалом (хм: «человек, похожий на Прилепина» беседует с «человеком, похожим на Суркова»), знакомится с девушками в метро, стучит в чужие окна; зачем? Ни за чем — инстинкт, любопытство, длинный нос Буратино. Это небезопасная стратегия; по ходу гораздо больше разваливается, чем складывается; но он все равно не останавливается.
Его текущее журналистское расследование — дети-убийцы; такие выморочные сюжеты обычно выводят на мамбо-джамбо вроде «детей индиго» или «секты». У Прилепина это вообще не сюжет, не на расследовании держится роман. Герой эту историю себе измышляет; он таким образом переживает свои отцовские фобии, чувство ответственности за детей и вины перед ними. «Дети-убийцы» — рабочая гипербола; кошмарный образ тех отложенных, долгосрочных последствий, которые мужчины, дышащие полной грудью, запивающие светлое пиво темным, предпочитают игнорировать; только вот они — как заживо сжигаемые в печи котята (есть тут такой момент): не захочешь, а припомнишь. В какой-то момент эти «котята» вернутся и отомстят; отсюда и «сюжет», и отклонения от него — история про поездку в деревню, где у убитой проститутки живет ребенок. Нынешнее состояние — когда «по всем углам обнаружились плотные сгустки пустоты», а Россия — брошенный ребенок, который по вине родителей растет монстром, — это всего лишь отложенное возмездие.
Прилепинская черная обезьяна — это нечто среднее между есенинским «черным человеком» и «белой обезьяной» из выражения «не думать о белой обезьяне»; двойник героя, его карикатурное отражение, твин-пиксовский Боб из зеркала, тревожное второе я, о котором невозможно забыть; носки у героя — цветные, но обезьяна — вот она, черная. Ну и она все время «выскакивает» в романе — то эпизод в армии, то с купленной не глядя игрушкой, то сутенеры на площади. Раздвоение в голове героя, постоянную тревогу, «ожидание обезьян», разодранную надвое жизнь передает рваный ритм прозы, стаккато. Удивительно: Прилепину отлично удается как раз то, что у обычных писателей получается натужно, книжно: ловить ритм; для этого нужно иметь не столько воображение и технику, сколько слух. Проще всего объяснить, чем хороша прилепинская проза, так: кто угодно из писателей может получить Bad Sex Award — премию за худшее описание секса; а у Прилепина наоборот: у него ровно эти сцены замечательно получаются; сами найдите, увидите. Здесь вообще много хороших периодов, точных реплик, уместных ремарок, остроумных аллюзий (на шаровские «Будьте как дети», к примеру). Нескладная вроде бы «Черная обезьяна», если присмотреться, тонко сделана; в романе гуляет куча эхо, здесь все друг с другом увязано, зарифмовано и закольцовано.
До «Черной обезьяны» неясно было, что такое Захар Прилепин; многие прежние его вещи страшно резали ухо. «Черная обезьяна» — расчет за все выданные ему авансы. Она целиком (ну почти, за исключением разве что вставных новелл) очень хорошая, с внутренней музыкой проза. И вот тут литература перестает быть экраном и становится проводником; ты испытываешь те же преображения, что рассказчик: голову пронизывает поток жизни, время уносится зря, и больнее всего потому, что каждый промах страшен не тебе самому, а кому-то, кто важнее, чем ты. Очень точно; очень здорово."
Лев Данилкин - это очень-очень профессиональный литературный критик. и известный конечно же. вот читайте.
кстати, как раз тема касается "подростков-недоростков", те которые убийцы и про которых Прапор говорит просто "мразь". а Прилепин говорит - они это возмездие.
"Лучший роман З.П.
Рекламировать будут «роман про детей-убийц», но на самом деле «Черная обезьяна» — про «нравственные искания» главного героя; так теперь не говорят, но так точнее. К 35 годам у него много чего есть — жена, дети, работа, слава, деньги, но он не контролирует занятые области, а лезет дальше, рыщет, сканирует пространство в поисках непонятно чего — новой женщины, окна в будущее, страшной тайны. Он опрашивает свидетелей странных происшествий, беседует с чиновником-интеллектуалом (хм: «человек, похожий на Прилепина» беседует с «человеком, похожим на Суркова»), знакомится с девушками в метро, стучит в чужие окна; зачем? Ни за чем — инстинкт, любопытство, длинный нос Буратино. Это небезопасная стратегия; по ходу гораздо больше разваливается, чем складывается; но он все равно не останавливается.
Его текущее журналистское расследование — дети-убийцы; такие выморочные сюжеты обычно выводят на мамбо-джамбо вроде «детей индиго» или «секты». У Прилепина это вообще не сюжет, не на расследовании держится роман. Герой эту историю себе измышляет; он таким образом переживает свои отцовские фобии, чувство ответственности за детей и вины перед ними. «Дети-убийцы» — рабочая гипербола; кошмарный образ тех отложенных, долгосрочных последствий, которые мужчины, дышащие полной грудью, запивающие светлое пиво темным, предпочитают игнорировать; только вот они — как заживо сжигаемые в печи котята (есть тут такой момент): не захочешь, а припомнишь. В какой-то момент эти «котята» вернутся и отомстят; отсюда и «сюжет», и отклонения от него — история про поездку в деревню, где у убитой проститутки живет ребенок. Нынешнее состояние — когда «по всем углам обнаружились плотные сгустки пустоты», а Россия — брошенный ребенок, который по вине родителей растет монстром, — это всего лишь отложенное возмездие.
Прилепинская черная обезьяна — это нечто среднее между есенинским «черным человеком» и «белой обезьяной» из выражения «не думать о белой обезьяне»; двойник героя, его карикатурное отражение, твин-пиксовский Боб из зеркала, тревожное второе я, о котором невозможно забыть; носки у героя — цветные, но обезьяна — вот она, черная. Ну и она все время «выскакивает» в романе — то эпизод в армии, то с купленной не глядя игрушкой, то сутенеры на площади. Раздвоение в голове героя, постоянную тревогу, «ожидание обезьян», разодранную надвое жизнь передает рваный ритм прозы, стаккато. Удивительно: Прилепину отлично удается как раз то, что у обычных писателей получается натужно, книжно: ловить ритм; для этого нужно иметь не столько воображение и технику, сколько слух. Проще всего объяснить, чем хороша прилепинская проза, так: кто угодно из писателей может получить Bad Sex Award — премию за худшее описание секса; а у Прилепина наоборот: у него ровно эти сцены замечательно получаются; сами найдите, увидите. Здесь вообще много хороших периодов, точных реплик, уместных ремарок, остроумных аллюзий (на шаровские «Будьте как дети», к примеру). Нескладная вроде бы «Черная обезьяна», если присмотреться, тонко сделана; в романе гуляет куча эхо, здесь все друг с другом увязано, зарифмовано и закольцовано.
До «Черной обезьяны» неясно было, что такое Захар Прилепин; многие прежние его вещи страшно резали ухо. «Черная обезьяна» — расчет за все выданные ему авансы. Она целиком (ну почти, за исключением разве что вставных новелл) очень хорошая, с внутренней музыкой проза. И вот тут литература перестает быть экраном и становится проводником; ты испытываешь те же преображения, что рассказчик: голову пронизывает поток жизни, время уносится зря, и больнее всего потому, что каждый промах страшен не тебе самому, а кому-то, кто важнее, чем ты. Очень точно; очень здорово."

А вот другая рецензия:
Творческий метод Прилепина такой: писатель излагает какие-то события-истории, при этом, как ему кажется, демонстрируя виртуозное владение стилем. А ля Владимир Набоков. Стиль настолько совершенен, что через него как сквозь байкальский лёд прозреваются метафизические глубины. Вроде бы описывается окурок в луже, а это гибель «Титаника», в свою очередь являющаяся символом тщеты человеческих усилий.
Приём известный, и вполне возможный. Но для этого надо принадлежать к определённой среде, иметь определённое образование и обладать особым талантом – скорее не прозаика, а поэта.
Это делает подобную задачу совершенно невозможной для человека, которому поставлена в голову демо-версия языка. На бейсике можно писать нечто хэмингуэеподобное, и даже писать хорошо. «Он сказал, она сказала, он упал, она упала». Пуркуа па? Талантливый человек даже свои недостатки превращает в достоинства.
Прилепин это провинциальный хлеборуб, всю жизнь проговоривший на пиджин-русском колониальной глубинки. Нормальную среднюю школу закончить не смог. Служил командиром отделения в ОМОНе, прошёл Чечню. Затем стал печататься – например, много публиковался в «Русской жизни».
С таким жизненным и мозговым багажом наш герой решил писать на классическом русском языке нечто бунинско-тургеневское. Неизбежно получилось следующее:
«Он раскрывает рот, чтобы сцапать последние сладко размякшие, выдавленные из вафельного стаканчика сгустки мороженого».
Это безнадёжно. Здесь шесть ошибок и это фраза первая попавшаяся. Там все такие.
На советском пиджине это звучало бы так: «малыш доедает мороженое». Нет слов – нет проблем.
А премию русскому омоновцу можно было бы дать и так. Без литературы. Типа бери, русский гоблин, нам не жалко. У нас многонациональность, положено всем, в том числе и русским. Без предрассудков.
http://galkovsky.livejournal.com/189202.html
Творческий метод Прилепина такой: писатель излагает какие-то события-истории, при этом, как ему кажется, демонстрируя виртуозное владение стилем. А ля Владимир Набоков. Стиль настолько совершенен, что через него как сквозь байкальский лёд прозреваются метафизические глубины. Вроде бы описывается окурок в луже, а это гибель «Титаника», в свою очередь являющаяся символом тщеты человеческих усилий.
Приём известный, и вполне возможный. Но для этого надо принадлежать к определённой среде, иметь определённое образование и обладать особым талантом – скорее не прозаика, а поэта.
Это делает подобную задачу совершенно невозможной для человека, которому поставлена в голову демо-версия языка. На бейсике можно писать нечто хэмингуэеподобное, и даже писать хорошо. «Он сказал, она сказала, он упал, она упала». Пуркуа па? Талантливый человек даже свои недостатки превращает в достоинства.
Прилепин это провинциальный хлеборуб, всю жизнь проговоривший на пиджин-русском колониальной глубинки. Нормальную среднюю школу закончить не смог. Служил командиром отделения в ОМОНе, прошёл Чечню. Затем стал печататься – например, много публиковался в «Русской жизни».
С таким жизненным и мозговым багажом наш герой решил писать на классическом русском языке нечто бунинско-тургеневское. Неизбежно получилось следующее:
«Он раскрывает рот, чтобы сцапать последние сладко размякшие, выдавленные из вафельного стаканчика сгустки мороженого».
Это безнадёжно. Здесь шесть ошибок и это фраза первая попавшаяся. Там все такие.
На советском пиджине это звучало бы так: «малыш доедает мороженое». Нет слов – нет проблем.
А премию русскому омоновцу можно было бы дать и так. Без литературы. Типа бери, русский гоблин, нам не жалко. У нас многонациональность, положено всем, в том числе и русским. Без предрассудков.
http://galkovsky.livejournal.com/189202.html

Было бы логичнее с вашей стороны поддержать коллегу-омоновца.
"Патологии" кстати почитайте. про чеченскую "контртеррористическую" операцию. ну это как бы сюжет такой и многие думают что книга только об этом. а она - о вечных вопросах, в традициях русской классической литературы.
"Патологии" кстати почитайте. про чеченскую "контртеррористическую" операцию. ну это как бы сюжет такой и многие думают что книга только об этом. а она - о вечных вопросах, в традициях русской классической литературы.
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Профессиональные кофемашины | 0 | Yarma | 18.07.2025 в 07:51 Yarma |
Невролог | 0 | Милана Витальевая | 15.07.2025 в 10:58 Милана Витальевая |
Купить перцовый баллончик | 0 | Милана Витальевая | 07.07.2025 в 11:06 Милана Витальевая |
Оренда кавомашин | 2 | ninel12 | 11.06.2025 в 16:07 Самурай |
Оренда кавомашин | 2 | ninel12 | 11.06.2025 в 16:07 Самурай |