Обсуждение блогов
Блог: About Obsessive Melodies
Блог: Jeeves' Diary
Почему некоторые мелодии застревают у нас в голове?Музыка имеет свойство застревать у нас в головах. Каждому знакомо состояние, когда назойливый мотив вторгается в наши мысли, крутясь снова и снова, зацикливаясь в бесконечную петлю.
Недавно такое случилось и со мной. Будучи научным корреспондентом, я задался целью установить, почему это происходит.
Несколько недель назад, воскресным утром безо всякой видимой причины в моей голове всплыли три слова: Funky Cold Medina.
Так называется песня рэппера Тоуна Лока. Мне сказали, что песня была хитом в 90-е годы, но я ни разу не слышал ее вплоть до предыдущего вечера, когда мой друг спел ее в караоке-баре.
Строчки этой песни крутились у меня в голове. Я слышал, как мой друг исполняет ее снова, снова, снова и снова.
Она не отцеплялась от меня весь тот день и половину следующего. В конце концов, мелодия покинула мой мозг, но остался навязчивый вопрос: почему вообще песни застревают у нас в головах?
Навязчивые мелодии индивидуальны
"Я не могла поверить, как мало внимания уделяли этому феномену ученые", – говорит доктор Вики Уильямсон, музыкальный психолог, начавшая изучать этот вопрос несколько лет назад.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые используют целый спектр терминов для описания этого явления: "синдром застрявшей песни", "прилипчивая музыка", "когнитивная чесотка" или, наиболее распространенный, – "ушной червь" (англ. earworms). Нередко этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела опрос слушателей на тему, с какими "ушными червями" те просыпаются.
Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько удивительных открытий. "Когда в моей базе данных набралась тысяча навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален", – говорит исследователь.
Сейчас у доктора Уильямсон имеются описания более 2500 примеров "ушных червей", и индивидуальный характер явления сохраняется, хотя бывают исключения, когда на экраны выходит популярный фильм или телешоу. "Внезапно возникает пять или шесть человек, которые приводят одну и ту же песню из нового фильма, просто потому, что они его только что посмотрели", – объясняет исследователь.
Она перечислила несколько условий, которые становятся причиной того, что мелодия застревает в голове.
Ноты
Музыка помогла эволюции человека
"Во-первых, человек должен был услышать эту песню недавно", – говорит Вики Уильямсон. Ничего удивительного. Это объясняет, почему у меня в голове стала играть Funky Cold Medina.
Второе неудивительное открытие состоит в том, что если вы слышите песню несколько раз, то шансы на то, что она прилипнет к вам, повышаются.
Однако время от времени у нас в голове возникают мелодии, которые мы не слышали уже очень давно. В этом случае, нашу память запускает что-то в нашем текущем окружении.
Уильямсон сама недавно испытала нечто подобное, когда заметила в собственном кабинете старую коробку из-под обуви.
"Это была коробка из магазина Faith. И тут я стала распевать песню Джорджа Майкла с тем же названием ", – рассказывает она.
Другим спусковым механизмом в таких ситуациях является стресс. Уильямсон приводит в пример женщину, которая не может избавиться от звучащей в ее голове песни группы Bananarama, которую она слышала в возрасте 16 лет, когда сдавала школьные экзамены.
Всякий раз, когда она попадает в стрессовую ситуацию, в ее сознании всплывает эта песня.
Причина в эволюции?
Уильямсон говорит, что все это вероятно является элементом феномена "непроизвольной памяти", согласно этой концепции происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым без сознательного усилия со стороны человека.
Явление прилипчивой мелодии может быть связано с историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся на устную традицию.
Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и запоминании текстов.
Вики Уильямсон говорит, что пытается найти "лекарство" от навязчивых мелодий.
"Просто подумайте о другой песенке, и возможно, она вытеснит первую", – говорит по этому поводу доктор Левитин.
BBC © 7/03/2012, Риту Чаттерджи
+ NB: как было отмечено выше, основополагающам фактором в закреплении навязчивой музыкальной информации на 50% является
а. цикличность ( мнократный повтор музыкальных фраз)
b. ритм
c. гармоническая состаляющая + лад.
на 50% подсознательная привязка к событию значимому для человека - плохому или хорошему.
Нагляднее всего всего это видно в оранизации шоппинга в моллах и супермаркетах на уровне НЛП: мелодия должна быть цикличной, хорошо запоминаться, иметь положительный модус настроения = играть роль аудиосопровождения товара наряду с визуальным - расположением на лотке, цветом + интерьером. Цель: через мелодию вызвать у покупателя положительные ассоциации в момент покупки. Таким образом, уже время спустя, когда человек просто будет слышать мелодию вне торгового места, аудиоряд может вызвать вомпоминание о месте и времени покупки.
То же самое связано с телевизионной рекламой. Музыка в телевизионной рекламе - это классический симулякр музыкального произведения, когда само произведение "генно модифицируется": из ядра/основы вынимается клетка ( привев/каданс) и имплантируется в совершенно иной смысл, который несет видеоряд. Например, известный ролик где мелодия "Let My People Go" Рэя Чарльза (религиозная) была привязана к коммерческой - рекламе Альфа-Банка = полностью меняет смыслы: в песне поется о сюжете из Библии, речи Моисея к фараону с просьбой отпустить евреев из Египта, - смысл/тэг исхода, свободы от материального. Египет - аллегория материального рабства, приоритет денег над свободой. Смысл "банка" как раз в обратном, в привязке к материальным ценностям. Поэтому возникает ощущение абсурда.
Мелодию с неопределенным/не ярко выраженным ритмом "нецикличную" вроде симфонической музыки также можно привязать к иному визуальному смыслу - как и сделать ее навязчивой - однако, в силу своей структуры, сделать это будет непросто. Кроме того, электромагитные волны ( а звук - это электромагнитные волны) производимые смычковыми или духовыми отличаются по как по амплитудно-частнотной характеристике, так и по тембральный окраске от синтетического звука и звука электронных инструментов.
Животные не способны понимать музыкальные смыслы, однако они способны улавливать тембрально-гармонические фразы в "фоновом" виде. Например, было замечено, что Моцарт или Гайдн исполняемый в симфоническом варианте (например, звучащий на многих фермах) вырабатывает у животных положительные эмоции, но те же самые произведения - смикшированные и синтезированные в электронно-ритмические - не вызывают никаких эмоций или вызывают отрицательные.
Механизм "навязчивых мелодий" может быть не обязательно привязан к положительному опыту. Но и к отрицательному тоже, связанному со стрессом, волнениями, переживаниями и горем. Например, послевоенные психиатры часто констатировали, что бывшие узники концентационных лагерей жаловались на волнения и невроз при звуках той или иной грамофонной мелодии. Как оказывалсь, эта мелодия звучала на жел.-дорожных станциях в момент их прибытия в концлагерь. Или в современности известны случаи описанные женщинами - жертвами изнасилований, когда сам акт насилия сопровождался определенной мелодией из динамиков.
10 самых назязчивых мелодий россиян, 2000-2012 гг.
( из разных источников). Среди них - не одного классического произведения. По этому, также, можно судить о культуре и пристрастиях россиян, как и культуре и пристастиях масс-медиа.
10. Benny Вenassy "Satisfaction"
9. Катя Лель "Джага Джага"
8. Олег Газманов "Мои мысли"
7. На-на "Фаина"
6. Queen "We will rock you"
5. Мodern Talking "You're my heart"
4. Михаил Круг "Владимирский централ"
3. Сява "Отдыхаем хорошо"
2. Тото Сutugno "Italiano Vero"
1. Айдамир Мугу "Черные глаза"
| Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
|---|---|---|---|
| Ясновидящая в Москве Маргарита Медечи | 4 | ilonakotova | Вчера в 14:58 glozovatamara |
| Памп-трэк. Москва, Строгино. | 1 | Ken | 17.10.2025 в 20:08 Rubberdip |
| Открыт способ переноса калорий из проблемных зон в бюст! | 13 | Fitness-NNOV | 12.10.2025 в 05:58 Zodiacagb |
| Casino Reviews Online casino - https://jennycasino.com/ - Casino games Casino bonuses Top casino | 3 | Jessica Bosworth | 01.10.2025 в 07:45 polarisgleam |
| Cryptocurrency Casinos and Cryptocurrency bookmakers https://jennycasino.com/ | 1 | Madeline Thomson | 01.10.2025 в 07:33 Jose-Ada |













