Обсуждение блогов

Новая тема Список тем ПравилаУчастники:|||||: АрхивRSS

Блог: Село Казаково Нижегородчины.

31.03.2012 в 23:47
Волков Сергей x0
Все бы хорошо по селу Казакову Вачского района,да вот что то не стыкуется его богатое историческое прошлое с картами далекого прошлого и со стороны Муромского наместничества ни со стороны Нижегородского. На форуме района в интернете , и даже Казаковской группы , ни кто про это не слышал и не могут дать вразумительного ответа. А оказывается все просто : Было две церкви там одна монастырской
другая приходской
и вот Никольский поп
пожертовал кое -какое имущество монастырской Казаковской церкви за речкой Кутрой

И вот узнаю новость про бунтарей местных…..19 и 20 декабря жандармским подполковником Сомовым подвергнуты были обыску и аресту следующие революционирующие деятели по Муромскому уезду инженер-технолог Николай Васильевич Кондратов ( кто это,из семейства фабрикантов Кондратовых),крестьянин с.Казакова Иван Степанович Евтеев ( Ау,наследники Евтеевы -ваш староста сельский попался), кр.того же села Иван Иванович Демагин,он же Сорокин ( это с ним когда то общался писатель Короленко В.Г.) и мещанин Иван Деменьтевич Волков (ну дела и сродничек мой из прошлого тоже хулиганил.Ау Волковы ,кто он из прошлого,всего век прошел?)…..П И Ремизов,учитель в селе Вача,учительницаЮ К Ракова, крестьяне И А и Л И Фантиловы,А Ф Курицын,И И Сорокин,учительница Е И Альбицкая,Н В Кондратов обвиняемые в противоправительственной пропаганде среди крестьян Муромского уезда,Как опасные для правительства агитаторы и подстрекатели народных масс. Да,доставалось губернатору князю Голицыну в 1905 и 1906 году.Вся округа буянила. ; декабря общество крестьян дер.Федурино запретило помещику Рейнвальду продавать на дрова горелый лес и рубить таковой до тех пор,пока не состоится Государственная Дума,в которой они надеются и будет решен земельный вопрос. 9 ноября крестьяне с.Вача после митинга отправились в церковь и заставили местного священика Николая Магницкого отслужить панихиду по " павшим борцам за свободу"Да округа бунтовала….


По картам того времени мы видим ,что село называлось Никольское с единственным в округе значком церкви и с довольно Жирным ее написании…Значит это древнее село занимало доминируещее положение во всей ближней , и не только, округе. Даже недалеко расположенная Вача не имела такого значка с крестиком-будущий районный центр. Я считаю,что доминировали в Стародубовоцком стане те населенные пункты у которых были церкви и свои приходы окружающих деревень и пустошей.А их было не так и много. По реке Оке типа Александрово,Монаково,Загарино,Спаское какое то(Это наверное будушее Яковцево) и другие типа Зябликово Березовка ,Давыдово находившиеся на Старой Муромской дороге.или не далеко от дороги ,что вполне закономерно.И даже Муромские картографы не удостоились чести нанести Вачу на карту.По видемому частые набеги с разорением,погромы смутного времени над несогласными,страшная болезнь,которая ,как мы знаем из исторических описаний того времени, выкашивала не только деревни но и оставляла пустые города..И даже древнюю крепость "Городищи" мы здесь уже не видим на карте. По видемому , такая же судьба постигла,как Ворсму и Арзамас и не раз проходя через Вачский(Стародубовоцкий стан) усмирять Муром под руководством воеводы Алябьева.Да это можно понять и догадатся на основание его докладов или рапортов того времени.

В конце второй половины XVII столетия Казаково было «государевым пашенным селом». Позже — помещичьим. В Казаково было 48 дворов крестьянских, живущих всего было 148 человек. В селе было две церкви. Одна — приходская, вторая (Троицкая) — монастырская. Какой-либо информации об этом монастыре не сохранилось. В писцовых книгах дворцовых Муромских волостей 1674—1676 годов даётся следующее описание приходского храма: «Церковь во имя великого чудотворца Николая деревянна — верх шатром». В окладных книгах за 1676 год имеются сведения о составе Казаковского прихода: в селе Казаково 39 дворов крестьянских и 2 бобылских, в деревне Белогузово — 13 дворов крестьянских и 1 бобылский, в деревне ……….
Вполне возможно допустить и всего вероятней И нареченное это село и приход Рождествено одного поля ягодки. Не зря же писцовые книги пишут "Церковь во имя великого чудотворца Николая деревянна -верх шатром".Ох,сколько еще в архивах недоступного для обывателя -только архивариусам, уполномоченным на это дело.
А как вам такое записанное в Очерках мордвы краеведа 18 века Мельникова-Печерского ; В нижегородском Печерском монастыре сохранился отрывок из розыскного дела о Петре Корсакове, что осенью 1630 года с подьячим Дружиной Огарковым ездил в Нижегородскую область "сыскивать про беглую Мордву" и вместо того, чтобы разобрать дело, делал ей большие насилия и притеснения. Сбор ямских денег до того разорил Мордву, что летом 1639 года, не дождавшись уборки хлеба, все племя терюхан и значительная часть эрзян, обитавших около Арзамаса, покинув деревни и поля, забрали скот и какую можно было домашнюю рухлядь и рассыпались по дремучим лесам Муромским, Салавирским, по реке Сереже, некоторые бежали в леса Заволжья, другие же сели в лодки и поплыли вниз по Волге. Из Нижнего и Арзамаса посланы были стрельцы и пушкари выгонять Мордву из лесов и силой заставлять их жать и молотить хлеб. Но посланные не могли проникнуть в лесные чащи, нахватали несколько отставших беглецов и пополнили ими нижегородские и арзамасские тюрьмы. Урожай в тот год был необыкновенно обилен, но уродившийся в изобилии хлеб должен был погибнуть неубранным. Нижегородский воевода доносил об этом в Москву, а между тем послал в мордовские деревни стрельцов из Нижнего.
Вдоль границы существовала правильно организованная пограничная служба. Ее основу составляла цепь мелких пограничных крепостей-острожков, в которых жили пограничники. До недавнего времени наши сведения об этих крепостях ограничивались неясной записью путешественника XVIII века П. С. Палласа о том, что в нынешнем Вадском районе недалеко от села Лопатино «на высоком месте видны следы посредственных старинных окопов, которые, может быть, сделаны были во время бывшей в сих местах войны с мордвинскими князьями»
По рассказам старожилов установлено наличие древних военных дорог вдоль Пьяны. Русская военная дорога, или, как ее называют в Сосновском районе, «грошак», шла из района Мурома вдоль левого берега Пьяны к Курмышу. Она частично показана на карте Нижегородского уезда, составленной в 1732 году. Татарское население, живущее по правому берегу Пьяны в районе Сергача, до сих пор помнит старинную татарскую военную дорогу, носящую название «сакма». Последняя шла параллельно реке в 4— 5 км к югу от ее правого берега. Со службой на этой засеке следует связывать привилегированное положение терюшевской мордвы, которая еще в XVII столетии имела своего воеводу, управлявшего ей вместе с мордовской знатью.5

Далее граница княжества проходила в бассейне реки Сережи по ее правому берегу и шла по направлению к Мурому. На этом участке управление пограничной службой осуществлялось, видимо, из крепости в селе Городищи Вачского района.




Казаково - село в Вачском районе в 4 км к югу от райцентра. Известно с XVII века, название связывают с тем, что село основано переселенными сюда казаками. В старину промыслом населения было плетение рогож. В XX веке появляется ювелирное производство, филигрань, сейчас такие изделия выпускаются на фабрике, при которой создан народный музей. Памятник градостроительство и архитектуры федерального значения – Никольская церковь, построенная по проекту О.Монферрана. Датировка объекта – 1828-1841 гг. Вполне подходящая версия..После смуты,чтобы привлечь к себе казачьи боеспособные отряды щедро награждали свободными царскими землями на окраинах и рубежах подвластных царю,да и освобождались они от попавших в немилость или провинившихся,изменившим царю владельцам. Мы видим из древних записей,что у Ватской мордвы в 1629 году земли еще оставались в казне,но в 1645 г. по указке царя было пожаловано кроме князей и бояр Б И Морозову, В Т Долгорукому,Черкасову,В Г Ромодановскому,Троекурову,Шереметьеву,вдове Олябьева,Минину,Пронскому,окольничьим,стольникам,дьякам и ,даже ,немчинам но соответственно мало дворов….И казаков на постой охранять рубежи от Арзамасской и Ардатовской мордвы из-за реки Сережа,не так далеко протекавшей за лесом.
Поверженный стопудовый колокол в 1939 году с Никольской церкви в Казаково Вачского района Сейчас там проходят службы..Помню и не раз щупал иконостас-завещянный Казаковской церкви…Жив ли он -или комерция помогла потерять его….Ох,пути не исповедимы однако! Какие молодые комсомольцы позируют -угодили власти.Иначе было нельзя. Он был трехскладный ,внушительных размеров, у родственников из соседней деревни Терпишка. А в помещениях,как и обычно во всех церквях был склад. Поэтому она и не разрушена была, и сейчас там ведется богослужение. Эта дорога пересекает старую Муромскую дорогу и уходит в лес к болоту и красивым озерам Пурешеву и Башмай богатым грибами,рыбой ,ягодами и охотничьеми трофеями.


Вся старина.прошлое Вачи и окресностей……..По топонимической близости расположение городского центра этой земли ассоциируется с небольшой речкой Вачкой, впадающей в Малую Кутру по ее правому берегу. В XVII в. эта заселенная территория была известна под наименованием Вацкой волости. Одно местное селение в соответствующих документах этого времени названо даже не Вацким (по наименованию волости), а Стародубовоцким.[33] По мнению В.Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился на устье р. Вачки на месте д. Городищи, ныне вошедшей на западную окраину п. Вача [34]. Заметим, что такому положению «младшего» города не противоречит и география сельских поселений того времени. Географическая точка, указанная Черниковым, является центральной минимум для трех описанных выше поселенческих группировок (Высовской, Голенищевской, Липовецкой). Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в.
Вся старина.прошлое Вачи и окресностей……..По топонимической близости расположение городского центра этой земли ассоциируется с небольшой речкой Вачкой, впадающей в Малую Кутру по ее правому берегу. В XVII в. эта заселенная территория была известна под наименованием Вацкой волости. Одно местное селение в соответствующих документах этого времени названо даже не Вацким (по наименованию волости), а Стародубовоцким. По мнению В.Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился на устье р. Вачки на месте д. Городищи, ныне вошедшей на западную окраину п. Вача . Заметим, что такому положению «младшего» города не противоречит и география сельских поселений того времени. Географическая точка, указанная Черниковым, является центральной минимум для трех описанных выше поселенческих группировок (Высовской, Голенищевской, Липовецкой). Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось (В.Ф. Черников умер в 1997 г.). Поэтому археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении.




Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось (В.Ф. Черников умер в 1997 г.). Поэтому археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении.История Вачи своими корнями уходит в древность, когда эти края, по-видимому, не были заселены славянами. В XIV—XVI веках на места села Городищи (ныне в составе Вачи) находился город Стародуб Воцкий — крепость на засечной черте, предохранявшей от набегов татар и мордвы. После взятия в 1552 году Казани крепость потеряла своё оборонное значение. В это же время к востоку от неё возникает село Вача.


КАЗАКОВО. Троицко- Никольская церковь. С1998 года с благословения Патриарха Алексия 2 предприятие в с. Казаково получило право работать с клеймом Патриарших мастерских. предметы церковной утвари: оклады икон,кадильницы,ларцы.из древнерусской скани.,одном из древних видов художественной обработки металла. Изделия этой древнеруской скани имеются и у многих знаменитых людей и победителей чемпионата мира в спорте. Не обошли они и наших президентов.
Вернувшись на столетие назад можно понять,что округа бунтовала не хило……..Приговор крестьян с. Казакова Муромского уезда. 7 ноября 1906 г. «Мы, нижеподписавшиеся, Муромского уезда, Казаковской волости, крестьяне с. Казакова, состоящего из 366 ревизских душ, 160 крестьянских дворов, сего числа по распоряжению нашего сельского старосты Ивана Евтеева собрались на сельский сход и на этом сходе имели суждение о своих, обременяющих нас непосильных нуждах, так как наше население год с годом все беднеет и крестьянское хозяйство упадает. По обсуждении чего, мы, общество, нашли то, что такая бедность вскоренилась к нам не от пьянства или лени мужика, а единственно от того, что нас обременяют: 1-е, выкупные платежи, 2-е, косвенные налоги как-то: на чай, сахар, керосин и т. д., 3-е, земский неполезный для нас произвол, 4-е, мучает нас необразованность по науке и 5-е, недостаток необходимой для крестьян земли, а в виду этого мы, общество, с общего между собой согласия постановили: ходатайствовать перед кем следует об избавлении нас от такой поголовной бедности, а именно: 1-е, сложить с нас выкупные платежи, 2-е, сложить все косвенные налоги и заменить таковые прямыми прогрессивными доходными налогами, 3-е, уничтожить сословие, уравнить пред законом всех без исключения, 4-е, упразнить должность земских начальников, 5-е, учредить общее обязательное народное образование на государственный счет, 6-е, передать в собственность крестьян земли частновладельческие, казенные, удельные, монастырские и церковные. По удовлетворении всего просимого мы все население единственно только и можем избавиться от завладевшей нами непосильной бедности». И вот узнаю новость про бунтарей местных…..19 и 20 декабря жандармским подполковником Сомовым подвергнуты были обыску и аресту следующие революционирующие деятели по Муромскому уезду инженер-технолог Николай Васильевич Кондратов ( кто это,из семейства фабрикантов Кондратовых),крестьянин с.Казакова Иван Степанович Евтеев ( Ау,наследники Евтеевы -ваш староста сельский попался), кр.того же села Иван Иванович Демагин,он же Сорокин ( это с ним когда то общался писатель Короленко В.Г.) и мещанин Иван Деменьтевич Волков (ну дела и сродничек мой из прошлого тоже хулиганил.Ау Волковы ,кто он из прошлого,всего век прошел?)…..П И Ремизов,учитель в селе Вача,учительницаЮ К Ракова, крестьяне И А и Л И Фантиловы,А Ф Курицын,И И Сорокин,учительница Е И Альбицкая,Н В Кондратов обвиняемые в противоправительственной пропаганде среди крестьян Муромского уезда,Как опасные для правительства агитаторы и подстрекатели народных масс. Да,доставалось губернатору князю Голицыну в 1905 и 1906 году.Вся округа буянила. ; декабря общество крестьян дер.Федурино запретило помещику Рейнвальду продавать на дрова горелый лес и рубить таковой до тех пор,пока не состоится Государственная Дума,в которой они надеются и будет решен земельный вопрос. 9 ноября крестьяне с.Вача после митинга отправились в церковь и заставили местного священика Николая Магницкого отслужить панихиду по " павшим борцам за свободу"Да округа бунтовала….
Село Казаково. Рыбалка на лесном озере Пурешево.
А как вам такое у историка Мельникова-Печерского еще до тартарской эпохи,что предводитель Мордвы Пурешь и озеро Пурешево в наше время,место паломничества Вачкасов ни о чем не напоминает своей древностью.И заметим к тому же,что Руси еще тут не было а только боролись удельные княжества,может и Стародуба-Воцкого за ассимиляцию и Вацкой мордвы к Руси ,а у нее были и свои князья как Пурешь :Овладев устьем Оки, владимирский великий князь Юрий Всеволодович поневоле должен был продолжать покорение земли мордовской. Почти каждый год ходили русские полки в Мордву, опустошали их селения, сожигали и травили скотом засенные мордовские поля. Теснимая русскими, Мордва решилась наконец отмстить за насилия; одни мордовские князьки или «панки» собрались под начальством Пургаса, жившего недалеко от нынешнего города Кадома, на правом берегу реки Мокши; другие, как, например, Пуреша, приняли присягу на верность русскому великому князю. В 1228 году, когда сам Юрий с братом Ярославом и племянниками, сыновьями Константина Ростовского, пошел на Мордву в окрестности Нижнего, союзник его, муромский князь Юрий Давыдович, вторгнулся зимой в волости Пургаса и разорил их. Мордва убежала в леса и там заперлась в крепостцах своих ("тверди", как называет их летописец). Не успевшие укрыться погибли под мечами муромской рати. Пургас собрался с силами и следующим летом отправился к Нижнему, намереваясь разорить этот оплот русской силы в мордовской земле, но жители едва возникшего города отбились от мордовского князька. С большим уроном отступил он к себе на Мокшу, но на пути рать его была истреблена верным Юрию Пурешей; сам Пургас едва спасся в бегстве. Нашествие монголов прекратило враждебные столкновения русских с Мордвой — и те и другие подпали под одну власть иноплеменного владетеля: и русские и мордовские князья одинаково сделались подданниками монгольского хана.

В описании Зяблицкого прихода упоминается населенный пункт - Стародуб Воцкий.

Как сложилась судьба Стародуба Воцкого мы не знаем. В некоторых русских летописях, в частности, в Воскресенской, имеется список городов Руси, озаглавленный «А се имена градом русским дальним и ближним». Там имеется такая запись: ….Муром на реке Оке, Стародуб Воцкий, другой Стародуб на Клязьме, Ерополчь, Гороховец, Новгород Нижний ….. .

Из этой записи нас интересует только Стародуб Воцкий, потому что он упомянут после Мурома. В 1462 г. в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Темного говорится: « а что мне дала Анна Васильевна жена Ивановича села свои Муромские и в Воцком Стародубе… то даю своей княгине…».

Территория Стародубовоцкого стана или административно¬го центра округи довольно обширна, но ее еще надо определить. В этом направлении многое сделал бывший директор Муром¬ского краеведческого музея И. П. Богатов. Из записок И.П. Богатова следует, что в 190б г. историк Ю. В. Готье определил ее так: (…На правом берегу Оки, приблизительно от реки Кутры до границ… Горбатовского уезда» . Примерно эту же территорию называла и муромский краевед Е. П. Добрын¬кина: (…географическое положение Стародуба предание очерчивает… от берегового села Клин до берегового села Вареж, ширина Стародуба простиралась от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селами на нем, с. Глебовым и Зяблицким погостом». Южную границу Стародубья надо отодвинуть дальше Нижжегородского тракта. Воевода А. С. Алябьев в 1608 г. писал: ( В Стародуб Воцкий, в село Яковцево да на Пурех, да на Вачу». А село Яковцево ныне является

одноименным центром одноименного сельсовета Вачского района. Пурех - ныне Пуркадеревня Варежского сельсовета в Павловском районе, а Вача современный районный центр.

О жалованной грамоте московскому Симонову монастырю 1623 г. среди пожалованных ему селений упоминается: (В муромском уезде в Стародубе Воцком село Оленино с деревня¬ми». В 17 в. в том же Муромском уезде существовали Стародубский стан и Стародубский перевоз.

В 1831 г. посетил Стародубье муромский историк А. А. Титов. Старожилы с. Озябликова показали ему, где мог быть расположен Стародуб Воцкий. Сам Титов указывает на следую¬щее: «…от погоста Зяблицкого в 7 верстах к северу на бывшему берегу Оки есть гора, по тамошнему Дивная, вершиною около30 сажень… похоже на городское укрепление… на горе… жители называют это место городским…».

Н. Г. Добрынкин, муромский историк-краевед, указывал на два места древнего города Стародуба: (На полдень от села Арефино, за большой Нижегородской дорогой, за речкой Ружей, возвышаются холмы: первый называется Сорочий куст… а еще через овраг, другой холм, известный под названием Городище. Первый издревле служит для игрища (гуляния) окрестных жителей, а на втором существовало когда-то жительство. В списке населенных мест 1869 г. называется еще одно предполагаемое местонахождение Стародуба - около Городищ, неподалеку от Вачи.А вот в Коврове все нашли ..И Стародуб на Клязме,и музеи создали..
Обратите внимание на более древние карты и эту посовременей как изменилось русло реки Оки. Нет уже той грыжи русла реки -старицы. Старое русло реки превратилось в край заливных озер.Там сейчас находятся охотничьи угодья Вачского района. На открытие охоты в детстве нас перевозили на местном пароме на противоположную сторону Оки. Был край непуганных уток и тетеревов. Не могу забыть ,как выстрелил в пересыхающем болоте в щуку и она с ошметками ила вылетила в траву…Этот ландшафт прекрасно видно с космической карты с бесчисленными озерами и протоками…


В окладных книгах за 1676 год в сведениях о составе Казаковского прихода сказано, что в деревне Белогузове 13 дворов крестьянских и 1 бобылский. В 1897 году в Белогузово всего было 75 дворов.[2]
В 1840-х годах Белогузово входило в состав владений князя Сергея Григорьевича Голицына.[3] Вот и все о Белогузово в Википедии… А как вам такая версия ; Белогузово,Белавино ,Беломерцы.Беломестцы ; удалять из Москвы- это не значит из Москвы,Нижнего, это крестьяне и холопы бежавшие от своих господ и попавшие на службу в смутное время..Вот и казаки ,служивые,опытные в ратных делах- беломестцы….. ну освобожденные от налогов в приселке….
Беломестцы – это казаки , принимавшие активное участие в событиях и битвах смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них – крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обелённой», так тогда называлась земля, освобождённая от оброков, а люди, обрабатывающие её, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско.





А это из стариных источников без правок и купонов о Казаковском(никольском) приходе в древности.Был же монастырь там когда то..



Последние обсуждаемые темы на этом форуме: Ответов Автор Обновлено
Выбрал новую тему 4 Туман-Туман Сегодня в 10:55
KennethRitty
Продвигайте свой бизнес с SpravBiz.ru: Рекламные возможности 1 spravbizip Вчера в 12:21
lecompt1221
Бизнес-мотивация в современном мире: уроки от Евгения Ренге 1 htpsattes Вчера в 10:44
lecompt1221
10 Лучших идей для малого бизнеса из дома 1 Acmekid Вчера в 10:43
lecompt1221
Замечательный город Кировск. 151 spizza 20.04.2024 в 17:04
XRumerTest