Арт-форум
Лучший скрипач планеты смог заработать в метро всего 32 доллара

 
 8 апреля 2007 года воскресное приложение к ведущей американской газете The Washington Post опубликовало большой материал о том, как суперзвезда классической музыки скрипач Джошуа Белл играл 45 минут в вашингтонском метро. Из тысячи с лишним прохожих он был узнан лишь одной женщиной. В статье "Жемчуга перед завтраком" журналисты рассуждают о феномене "искусства без рамы".
Биографическая справка
Джошуа Белл 
Родился в 1967 году в Блумингтоне, штат Индиана
На скрипке начал играть в пять лет
Окончил консерваторию при университете Индианы
Дебютировал в Карнеги-Холл в 1985 году
Записал более десяти альбомов
Играет на скрипке Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов
...Он вышел из метро на станции L`Enfant Plaza и встал у стены, сразу за мусорным баком. Почти по всем меркам внешность его была незапоминающаяся: моложавый белый мужчина, одет в джинсы, спортивную рубашку с длинными рукавами и бейсболку с логотипом команды Washington Nationals. Вынув из футляра скрипку, он поставил его у ног, предусмотрительно бросив в него несколько долларовых бумажек и монет - в качестве "стартового капитала". Развернув футляр в сторону пешеходов, он начал играть.
Время: 7:51 утра, пятница 12 января, самая середина утреннего часа пик. За следующие 43 минуты мимо скрипача, исполнившего шесть классических произведений, прошли 1097 человек. Почти все они спешили на работу, следовательно, почти все - в государственные учреждения. Станцию L`Enfant Plaza окружают здания федеральных ведомств США, и эти пешеходы, в массе своей, были бюрократами средней руки, занимающими должности с неопределенными и взаимозаменяемыми названиями: специалист, консультант, посредник, менеджер проекта, координатор?
Каждому проходившему мимо нужно было сделать выбор, с которым часто сталкиваются горожане, пользующиеся общественным транспортом и время от времени сталкивающиеся с уличными музыкантами. Вы остановитесь и послушаете? Или пробежите мимо со смешанным чувством вины и раздражения, сознавая собственную скупость и досадуя на непрошенное поползновение на ваши время и деньги? Бросите ли вы доллар просто из вежливости? Зависит ли ваше решение от того, что музыкант по-настоящему плохой? А если он замечательно играет? Есть ли у вас время на красоту? А должно быть? Какова моральная математика происходящего?
В описываемую январскую пятницу все эти частные вопросы получили необычные публичные ответы. Никто не знал, что скрипач, стоявший у стены в переходе, - один из лучших классических музыкантов современности, игравший изысканнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире. Его выступление организовала газета The Washington Post как эксперимент с контекстом, восприятием и приоритетами, а заодно как попытку беспристрастной оценки общественного вкуса: может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время?
Музыкант не играл популярные мелодии, узнаваемость которых смогла бы вызвать интерес сама по себе. Эксперимент был в другом. Он исполнял написанные для соборов и концертных залов шедевры, пережившие века. Акустика в метро, кстати, оказалась вполне приемлемой? Звук скрипки, говорят, напоминает человеческий голос, и в руках этого музыканта она рыдала, плакала и пела?  
Так что же произошло на станции L`Enfant Plaza? Спросим эксперта.
Мы задали вопрос Леонарду Слаткину, музыкальному директору Национального симфонического оркестра. Что, по его мнению, могло случиться - гипотетически - если бы один из величайших скрипачей мира выступил инкогнито перед тысячью спешащих горожан?
- Допустим, его не узнали и приняли за одного из уличных музыкантов. Все-таки, едва ли его совсем не заметят? В Европе, конечно, он привлек бы больше слушателей ? Ну, скажем, из тысячи человек 35-40 обратят внимание на то, как он хорошо...
Источник: www.nnov.ru/inform/view.php?id=1176194739    

Почему мы воспринимаем искусство только в том случае, если сверху крупными буквами кто-то напишет нам "это искусство", а еще лучше снимет огромный зал и продаст дорогие билеты?
И насколько вообще можно доверять "надписям"/утверждениям: "это искусство"?
И как не попасться на чей-то ловко развешенный коммерческий крючок?

На самом деле никакой сенсации тут нет, все высосано из пальца. Будь этот скрипач даже голливудской звездой, не факт, что он бы и в этом случае собрал толпу - ведь мимо пробегали самые разные люди, многие могут его просто не знать в лицо, да еще к тому же все заняты мыслями о работе, а кто-то просто опаздывает и пролетит мимо, даже не заметив выступающего. Но он не голливудская звезда и не телеведущий, и даже не участник группы Slipknot. Вот скажи мне, Джи, скольких скрипачей ты хорошо знаешь в лицо? К примеру, сам я только несколько дней назад впервые узнал, как выглядит Владимир Спиваков (да и то благодаря расклеенным по всему городу плакатам), хотя уже много лет с удовольствием слушаю Виртуозов Москвы. В общем, из всех музыкантов я в лицо знаю только Ростроповича :)
Это к вопросу об узнаваемости. Что касается пожертвований на нужды искусства, ситуация опять же типичная - если провести опрос среди других уличных скрипачей, окажется, что его заработок очень даже ничего.
И к вопросу о распознаваемости "настоящего" искусства. Тут уже были темки на тему что считать искусством, а что не считать (а также где грань между искусством и ремеслом и т.д.), единого ответа здесь нет. У каждого это чутье индивидуальное, а у подавляющего большинства оно вообще или отсутствует или имеется в зачаточном состоянии и никоим образом не развивается. Можно провести пример с фотографией - кто-то щелкает на цифромыло и восхищается качеством получаемой картинки, а кто-то и хасельбладовской картинкой недоволен. Скольких людей из последней категории ты лично знаешь? Я - ни одного, из первой же - почти все мои знакомые. Так же и с музыкой (хрестоматийный пример с Муркой из Места встречи) и с прочими видами искусства, так устроен мир людей и ничего удивительного здесь нет. А те, кто платит деньги за неважно что, но в дорогой оправе, лишь следуют анальному вау-импульсу по Пелевину, т.е. пытаются самоутвердиться в глазах себе подобных, о них и говорить-то смысла не имеет...

А тем более если время утреннее, рабочий день - скорее всего пронеслась бы мимо. Искусство искусством - а хлеб насущный добывать надо..

Лично я вообще не подаю никогда, а тех кто преграждает дорогу и всячески надоедает со шляпой в протянутой руке в тот момент, когда я прохожу мимо играющих музыкантов, и вовсе стукнуть хочется. Сразу почему-то приходят на ум назойливые чурки на канавинском рынке. При всей моей любви к искусству вообще и к музыке в особенности :)


Халявщик ты, Ленька (с)
;)

вот если бы таких экспериментов было несколько.. в разное время.. и в разных местах.. и все они имели один и тот же успех.. то можно было бы уже рассуждать..и делать какие-то выводы
а так.. и сказать-та нечего..
здесь слишком много факторов влияют как на поведение людей, так и на их восприятие..
| Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено | 
|---|---|---|---|
| Где можно заказать запчасти для трактора Т-130? | 5 | Beasius | 24.10.2025 в 14:44 kozhevnickova | 
| Кигуруми | 1 | lecompt1221 | 18.02.2025 в 13:25 Самурай | 
| Посоветуйте что-то | 2 | kirimayne | 28.11.2024 в 17:37 Самурай | 
| it-аутсорсинг | 3 | Jannxx | 22.11.2024 в 17:33 Самурай | 
| супер сайт | 2 | Semenn | 22.11.2024 в 17:33 Самурай | 



 
  сайт Друзей
сайт Друзей











