Хотите публиковать новости вашей фирмы?
Пришлите нам пресс-релиз!

Новости компаний


16+, На правах рекламы
Uliana1 28.03.17 23:22

Беседа с экономистом Тофиком Арифовым

– Добрый день, дорогие друзья. Сегодняшний разговор посвящен неприятной ситуации с «Татфондбанком». У нас в гостях Тофик Арифов – авторитетный эксперт, доктор экономических наук. Здравствуйте!
– День добрый, Елена!
– Вопрос первый: «Кто виноват»?
– Понимаете, Елена, в таких ситуациях главную ответственность несут управленцы – менеджеры и собственники, которые довели организацию до такого состояния. Вторым виновником я считаю Центробанк. Это главный орган банковского надзора, прямой обязанностью которого является своевременное вмешательство в работу проблемных структур. Он обязан следить за тем, чтобы банк обладал соответствующими ресурсами для расплаты с вкладчиками и кредиторами. С этой функцией он не справился.
– Насколько я помню, в биографии Тофика Арифова есть такой пункт, как работа топ-менеджером в одном из крупнейших российских банков.
– Есть такой грех.
– Крупных скандалов, связанных с вашим учреждением, я не припоминаю, но у меня дилетантский вопрос к вам, как к человеку, знающему внутреннюю кухню крупного банка: «А не могли ли украсть»?
–  Неужели авторитет Тофика Арифова настолько низок, что от него ожидают ответа: «Нет! Никогда! В нашей стране! Как такое в голову пришло»? Конечно, могли, Елена. С этим пусть разбираются компетентные органы. Причиной банкротства могло стать и безответственное бизнес-управление. Я думаю, здесь комплекс причин – и воровство, и политика, и просчеты менеджмента. Нужно конкретно разбираться с активами.
В случаях с неоправданным кредитованием администрация нередко становится заложником политической конъюнктуры. Например, ей приходится фактически спонсировать масштабные социальные проекты, которые никогда не окупятся. Вот, представьте ситуацию в США: приказывает (выразимся корректно, рекомендует) Дональд Трамп Тофику Арифову, владельцу известного банка, выделить серьезные деньги на кредитование чего-то такого. Как вы считаете, куда пошлет Тофик Арифов Дональда Трампа, если посчитает, что ему навязывают что-то невыгодное? Более того, президент попадет под такую атаку прессы, что нынешние покажутся ему легкой разминкой. У нас, как вы понимаете, в таких случаях не отказывают. Это реалии, которые тоже следует учитывать при рассмотрении причин банкротства.
– А как давно лично вам, Тофику Арифову, стало ясно, что «Татфондбанк» на пороге краха?
–  Я могу говорить только задним числом, потому что год назад меня эта тема не слишком интересовала. С позиций сегодняшнего дня можно уверенно утверждать, что крах был очевиден уже тогда. Если не раньше. Центробанк отлично понимал, что Татфонд – банкрот, у которого нет своего капитала. Более того, у него уже тогда имелись огромные дыры. Я слышал о сумме свыше 100 миллиардов рублей, даже 120. Можно спорить по поводу, кто такой Тофик Арифов и насколько он компетентен, но нельзя отрицать тот факт, что Центробанк, зная об этой грандиозной проблеме, вел себя пассивно. Почему?
– Еще одна сторона, о которой мы сегодня пока не упоминали – правительство Татарстана. На протяжении всего года оно говорило о готовности спасти банк, обещая дать денег…
– Да, действительно, правительство РТ постоянно декларировало такие намерения. При этом, кстати, никаких юридических обязательств у него, в отличие от Татфонда и Центробанка, не было. Естественно, что руководство республики не заинтересовано в крахе второго по величине банка региона. Одно дело, что под ударом оказались сбережения, например, Тофика Арифова, Елены Претчиной и прочих физических лиц, которым выплатит компенсацию агентство по страхованию вкладов. А вот потери малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупном – это очень серьезно.
– К счастью для Елены Претчиной, сбережений в «Татфондбанке» у нее нет. Вопрос следующий. Мы наблюдали массовые протестные митинги, вплоть до осады правительства РТ. Чем это может закончиться?
– Знаете, Елена, за не столь короткую биографию Тофик Арифов повидал множество масштабных протестов обманутых вкладчиков. Вспомним, хотя бы, незабвенный МММ. Привело ли это к каким-то серьезным последствиям? Лично я вижу два крайних сценария развития событий: пессимистичный и популистский. В первом случае произойдет жесткое подавление протестов, вплоть до демонстративных посадок наиболее активных участников движения. Популистское решение: заплатить вкладчиками из татарского и федерального бюджета. Скорее всего, не в полном объеме. Правда, я не понимаю, откуда брать деньги и почему госбюджет должен отдавать такую огромную сумму, чтобы погасить обязательства республиканского банка.
–  Какой сценарий реальнее?
–  Первый. Если бы экономическая ситуация в стране была иной, деньги бы, скорее всего, нашлись. Конечно, выплаты будут. Меньше пострадают физические лица, а вот ряду представителей бизнеса придется смириться с серьезными убытками. Но протесты задавят жестко.
– Напоследок вопрос, который прислал нам один из форумчан: «Уважаемый Тофик Арифов, как вы считаете, не является ли банкротство «Татфондбанка» предвестником скорого краха банковской системы РФ? Имеет ли смысл сегодня доверять свои деньги банкам»?
– Повторю свою коронную фразу: «Кто такой Тофик Арифов, чтобы делать столь грандиозные прогнозы». Конечно, в этой жизни возможно все, но предпосылок к воплощению мрачного сценария автора вопроса я не наблюдаю. Что касается банковских вкладов, то лично я считаю их более надежным способом хранения денег, чем прятать на антресолях. В любом случае, возврат сумм до 1,4 миллиона рублей гарантируются государством.
– На этой оптимистичной ноте я бы и завершила сегодняшний разговор. В беседе участвовали журналист Елена Претчина и доктор экономических наук Тофик Арифов, которого мы всегда рады видеть у нас в гостях.
– Спасибо за приглашение. До свидания, друзья.

Беседа с экономистом Тофиком Арифовым

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).