Общество
Когда надоела коррупция

Коррупция — одна их наиболее чувствительных проблем внутренней политики Чешской Республики. Конечно, с Россией не сравнить, но все-таки. Именно борьба с коррупцией станет темой номер один нового политического сезона страны. История борьбы с коррупцией в Чешской Республике может быть интересна и российскому читателю. Основная беда, с которой предстоит бороться новому парламенту, — непрозрачное распределение государственного бюджета. Чехия — парламентская республика, поэтому во главе подразделений исполнительной власти стоят партийные назначенцы, то есть депутатам придется вести борьбу с самими собой.
О чешской коррупции можно рассказывать и рассказывать. Например, историю об обновлении парка самолетов чешской армии. Несколько лет назад министерство обороны страны приняло экзотическое решение закупить сверхзвуковые самолеты у Швеции. После того, как сделка состоялась, «выяснилось», что, поскольку Швеция — не член НАТО, то установка на этих самолетах натовской системы «свой — чужой» — вещь не сама собой разумеющаяся, и чехи заплатили еще немного денег. Потом, когда самолеты были доставлены в Чехию, выяснилось, что пилоты летели до места назначения фактически «по пачке Беломора», так как навигационная система на самолетах была установлена неверно. И чехи заплатили еще немного денег за переустановку. Но когда и эта неисправность была устранена, выяснилось, что наличие на вооружении такой маленькой страны, как Чехия, сверхзвуковых самолетов — вещь бессмысленная сама по себе. После набора высоты и скорости пилоты оказывались в Польше, Австрии или Германии. Сейчас эти самолеты в рамках деятельности НАТО охраняют границы Прибалтики. Зато денег ушло на это предприятие прорва. Благодаря преференциальной системе выборов главное лицо этой аферы, экс-министр внутренних дел Иван Лангр, не получило места в парламенте.
Другая моя любимая история — строительство автобана в Северной Моравии. Дорога была построена того же качества и в те же сроки, как строят в Германии, но стоила приблизительно в полтора раза дороже. На вопрос журналистов «Как же так получилось?» в Министерстве транспорта объясняли, что существенное удорожание проекта произошло потому, что в него было заложено «экологическое измерение». Так, под трассой было проведено несколько подземных переходов для лягушек и один — для медведей. Количество медведей оценивается одним или двумя, жили они вообще в Словакии, а в Моравию раз в два года заходили «погастролировать». В оригинальном проекте рядом был еще переход для лосей, так как, согласно правилам, медведи и лоси на переходах встречаться не должны. Но, учитывая факт, что лосей там не видели с конца XIX века, переход для них в результате решили не строить.
Как работает подобного рода система, видно на примере последнего по времени коррупционного скандала. Почта Чехии (государственное предприятие, руководитель которой — политический назначенец) объявила конкурс на замену своего автопарка. «По странному стечению обстоятельств» единственные машины, которые соответствовали технической спецификации, обозначенной в условиях конкурса, были произведены компанией Ford (машины Fiat конкурcные условия не выдерживали, например, потому, что их грузоподъемность была на сто килограммов меньше требуемой). Когда эту историю раскопали журналисты, почте пришлось аннулировать результаты конкурса и принести извинения.
Первыми, кого откровенно достали такие истории с конкурсами, оказались крупные американские и чешские производители (даже несмотря на то, что они периодически эти «конкурсы» выигрывали). За полгода до выборов Чешско-американская торговая палата (организация, объединяющая предпринимателей) выступила с предложением о создании законопроекта по борьбе с коррупцией. Палата собрала общественную комиссию для разработки предложений к закону, куда вошли предприниматели, политики практически из всех чешских партий и эксперты из Transparency International.
Суть предложений, разработанных комиссией, сводилась к следующим пунктам: запрет на участие в тендерах компаний с «непонятными» владельцами (иными словами, никаких «Байкалфинансгрупп»); вынесение конкурсов в интернет там, где это возможно; введение открытого и персонального голосования для участников конкурсных комиссий, с сохранением итогов голосования в открытом доступе на протяжении длительного или неограниченного времени; чиновники, которые каким-либо образом связаны с проведением тендеров, обязаны сообщать о конфликте интересов даже в том случае, если в сделке принимает участие их бывший деловой партнер.
Всю предвыборную кампанию практически все политики поднимали вопрос о необходимости борьбы с коррупцией. Даже те, кто неоднократно подозревался в этой самой коррупции. Протопроект закона подняли на щит все правые партии. Выборы состоялись, правые пришли к власти, и благодаря преференциальным выборам основные коррупционеры из парламента вылетели.
Теперь наступило время действовать, чего, судя по первым интервью пришедших к власти политиков, им делать не очень хочется. И остатки политического лобби в парламенте все-таки сохранились, да и сам по себе госбюджет — слишком сладкий кусок. Не хочется, а придется, потому что итоги выборов произвели слишком сильное впечатление на политическую элиту страны и стало очевидно, что для коррупционера шанс вылететь из своего кресла сильно отличен от нуля. Пример Чехии иллюстрирует две очевидные мысли: коррупция не принимается крупным бизнесом в качестве бизнес-стратегии и компании более склонны конкурировать, чем платить взятки. Что бы ни говорили российские пропагандисты. А в демократической стране политическая ответственность рано или поздно наступает. За что мы и любим демократию.
http://inliberty.ru/blog/zhsnezhkina/2356/
О чешской коррупции можно рассказывать и рассказывать. Например, историю об обновлении парка самолетов чешской армии. Несколько лет назад министерство обороны страны приняло экзотическое решение закупить сверхзвуковые самолеты у Швеции. После того, как сделка состоялась, «выяснилось», что, поскольку Швеция — не член НАТО, то установка на этих самолетах натовской системы «свой — чужой» — вещь не сама собой разумеющаяся, и чехи заплатили еще немного денег. Потом, когда самолеты были доставлены в Чехию, выяснилось, что пилоты летели до места назначения фактически «по пачке Беломора», так как навигационная система на самолетах была установлена неверно. И чехи заплатили еще немного денег за переустановку. Но когда и эта неисправность была устранена, выяснилось, что наличие на вооружении такой маленькой страны, как Чехия, сверхзвуковых самолетов — вещь бессмысленная сама по себе. После набора высоты и скорости пилоты оказывались в Польше, Австрии или Германии. Сейчас эти самолеты в рамках деятельности НАТО охраняют границы Прибалтики. Зато денег ушло на это предприятие прорва. Благодаря преференциальной системе выборов главное лицо этой аферы, экс-министр внутренних дел Иван Лангр, не получило места в парламенте.
Другая моя любимая история — строительство автобана в Северной Моравии. Дорога была построена того же качества и в те же сроки, как строят в Германии, но стоила приблизительно в полтора раза дороже. На вопрос журналистов «Как же так получилось?» в Министерстве транспорта объясняли, что существенное удорожание проекта произошло потому, что в него было заложено «экологическое измерение». Так, под трассой было проведено несколько подземных переходов для лягушек и один — для медведей. Количество медведей оценивается одним или двумя, жили они вообще в Словакии, а в Моравию раз в два года заходили «погастролировать». В оригинальном проекте рядом был еще переход для лосей, так как, согласно правилам, медведи и лоси на переходах встречаться не должны. Но, учитывая факт, что лосей там не видели с конца XIX века, переход для них в результате решили не строить.
Как работает подобного рода система, видно на примере последнего по времени коррупционного скандала. Почта Чехии (государственное предприятие, руководитель которой — политический назначенец) объявила конкурс на замену своего автопарка. «По странному стечению обстоятельств» единственные машины, которые соответствовали технической спецификации, обозначенной в условиях конкурса, были произведены компанией Ford (машины Fiat конкурcные условия не выдерживали, например, потому, что их грузоподъемность была на сто килограммов меньше требуемой). Когда эту историю раскопали журналисты, почте пришлось аннулировать результаты конкурса и принести извинения.
Первыми, кого откровенно достали такие истории с конкурсами, оказались крупные американские и чешские производители (даже несмотря на то, что они периодически эти «конкурсы» выигрывали). За полгода до выборов Чешско-американская торговая палата (организация, объединяющая предпринимателей) выступила с предложением о создании законопроекта по борьбе с коррупцией. Палата собрала общественную комиссию для разработки предложений к закону, куда вошли предприниматели, политики практически из всех чешских партий и эксперты из Transparency International.
Суть предложений, разработанных комиссией, сводилась к следующим пунктам: запрет на участие в тендерах компаний с «непонятными» владельцами (иными словами, никаких «Байкалфинансгрупп»); вынесение конкурсов в интернет там, где это возможно; введение открытого и персонального голосования для участников конкурсных комиссий, с сохранением итогов голосования в открытом доступе на протяжении длительного или неограниченного времени; чиновники, которые каким-либо образом связаны с проведением тендеров, обязаны сообщать о конфликте интересов даже в том случае, если в сделке принимает участие их бывший деловой партнер.
Всю предвыборную кампанию практически все политики поднимали вопрос о необходимости борьбы с коррупцией. Даже те, кто неоднократно подозревался в этой самой коррупции. Протопроект закона подняли на щит все правые партии. Выборы состоялись, правые пришли к власти, и благодаря преференциальным выборам основные коррупционеры из парламента вылетели.
Теперь наступило время действовать, чего, судя по первым интервью пришедших к власти политиков, им делать не очень хочется. И остатки политического лобби в парламенте все-таки сохранились, да и сам по себе госбюджет — слишком сладкий кусок. Не хочется, а придется, потому что итоги выборов произвели слишком сильное впечатление на политическую элиту страны и стало очевидно, что для коррупционера шанс вылететь из своего кресла сильно отличен от нуля. Пример Чехии иллюстрирует две очевидные мысли: коррупция не принимается крупным бизнесом в качестве бизнес-стратегии и компании более склонны конкурировать, чем платить взятки. Что бы ни говорили российские пропагандисты. А в демократической стране политическая ответственность рано или поздно наступает. За что мы и любим демократию.
http://inliberty.ru/blog/zhsnezhkina/2356/
Последние обсуждаемые темы на этом форуме: | Ответов | Автор | Обновлено |
---|---|---|---|
Примеси железа в воде | 0 | Топа3 | 06.08.2025 в 18:21 Топа3 |
Работа в Газпроме | 0 | Топа3 | 03.08.2025 в 15:59 Топа3 |
Рекомендую хорошую гадалку | 3 | tatanaustugova | 01.08.2025 в 13:59 ramzanovao |
Курила 10 лет — спасла под система в Guru Vape | 0 | ViktoriaDemchuk12 | 12.07.2025 в 16:01 ViktoriaDemchuk12 |
офисы в аренду в Москве | 0 | litifa | 10.07.2025 в 16:13 litifa |